Ульяновский закон о социальном кейтеринге, или "хотелки"?

Apr 04, 2014 13:29


Понятно, что Ульяновская область изобилует странностями, а губернатор Сергей Морозов уже с топе эксцентричных губернаторов России, но не об этом речь. Ульяновская область вошла в пятерку российских регионов, где программа соцпитания стартует в статусе пилотного проекта. Задача - обеспечить качественными продуктами питания школы, армию, МЧС, другие ведомства, а кроме того, обеспечить в условиях ВТО гарантированный рынок сбыта отечественным производителям сельхозпродукции. По мнению экспертов, проект сравним с нацпроектом  «Развитие АПК», потому что это не только помощь целому ряду слоев населения, но и в то же время охрана здоровья нации, действенная поддержка отечественных аграриев и предприятий пищевой промышленности.

Разработанный законопроект Об организации социального питания в Ульяновской области, прошёл мифическое обсуждение с общественностью. Мифическое, поскольку его обсуждение на сайте правительства вообще не содержит ни одного комментария граждан, которые жаловались, что даже при желании не смогли оставить ни одного комментария, это по части мифологии общественного обсуждения, вторая часть мифологии относиться к тому, что это вообще закон о питании.

Нет, уважаемые земляки, это не закон о социальном питании, это закон о социальном кейтеринге и не более того. об части отрасли общественного питания выполняемой подрядными организациями. К общепиту относяться не только столовые, кафе и рестораны, но и питание на производствах, ВУЗах, школах, детсадах, турбазах, больницах и санаториях. Та часть, котороя относиться к ведомствам образования, социальной  защиты и зравоохранения относиться к категории социального питания.


В законопроекте указано, что "Целями настоящего Закона являются обеспечение гарантий качества и безопасности социального питания, защита прав и интересов Получателей на получение услуги социального питания и организация системы социального питания в Ульяновской области."

По декларации получается сразу четыре цели:

1. Качество питания;
2. Безопасность питания;
3. Защита прав потребителей услуги социального питания;
4. Организация системы социального питания;

Логично было бы предположить, что именно в такой последовательности в законопроекте и будет прописано, как правительство Ульяновской области намерено достичь поставленных целей, но ничуть не бывало, следом за ст.3 о целях, происходит моментальный переход к четвертой цели - "организации системы социального питания", точнее даже об управлении организацией, дословно статья 4-я звучит так: "Управление организацией социального питания отдельных категорий граждан", т.е качеставо сразу побоку, равно как и права потребителей, про безопасность тоже можно забыть.

Вообще, складывается впечатление, что весь закон написал ради п.п.4 п.3 ст.5 закона: "обеспечение прозрачности оказания услуги социального питания путём размещения информационных сведений об Исполнителе, месте оказания услуги социального питания, рационах питания, порядке организации приёма пищи и Получателях услуги социального питания на официальном сайте исполнительного органа государственной власти, уполномоченного в сфере управления пищевой и перерабатывающей промышленности и регулирования торговой деятельности на территории Ульяновской области (далее - Уполномоченный орган) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»." и п.4 ст.5, того же закона: "Координацию работы в сфере социального питания  осуществляет Уполномоченный орган."


Статья шестая и последняя об определении стоимости социального питания, пятая о конкурсной процедуре и уполномоченном органе, четвертая проходит по категории "бла-бла-бла"...

В целом, не было закона и это не закон, это лишь формальный способ передела рынка услуг по социальному питанию. На сайте правительства отсуствуют результаты обсуждения в общественной палате, в экопалате, про медицинскую и педагогическую палату и речи не идет, про торгово-промышленную тем более, зато отмечено в публикации,ч то уполномоченным по правам сказали свое "одобрям-с": "Законопроект «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области» уже прошел общественное обсуждение и был рассмотрен независимыми экспертами, отмечает пресс-служба облправительства. Уже получены правовые заключения Экологической и Общественной палаты, прокуратуры, УФАС, профильного комитета областного парламента, Уполномоченных по правам человека, по правам ребёнка, по правам предпринимателей, противодействию коррупции."

Как говориться фамилии "независимых экспертов" в студию! А то получается какая-то анонимная независимая экспертиза при столь же анонимной общественности. Хрена себе, эк открытое правительство что выкаблучивает?

За бортом обсуждения оказались родительские собрания и прочие общественные НКО и организации, общественные объединения и движения. В целом мнение потребителей и лиц оплачивающих услугу - по-боку, как и мнение предпринимательских союзов исправно вносящих своию лепту в социальные отчисления в бюджеты.

Анонимное мнение торжествует, лицемерно и ханжески населению преподноситься громкая оплеуха: "А вас быдло никто не спрашивает! Жрите что дадим!"


"На аппаратном совещании 31 марта губернатор Сергей Морозов поручил ускорить согласование законопроекта и до конца месяца передать его в Законодательное Собрание. Цель проекта - организация сбалансированного и доступного социального питания в бюджетных учреждениях." - парадоксальность речей губернатора Сергея Морозова мало кого оставляет равнодушным, заявить 31 марта о том, что законопроект должен быть до конца месяца внесен в ЗСО, это сильно, в подобных случаях, счет получается идет уже на часы, минуты и секунды исполнения поручения.

Но, положим, что губернатор всё таки имел ввиду апрель, а не март, и что собственно вноситься будет - убогий и куций законпроект согласно которому "колода карт переходит из рук одного каталы к дургому"?  При чем тут социальное питание? Как облапошить граждан, и так хорошо известно, жаль только детей...

Реплики от власти:

1. "По словам вице-премьера-министра сельского хозяйства Александра Чепухина, социальное питание и обеспечение его стандартов может стать, с одной стороны, одной из действенных мер поддержки регионального агропромышленного комплекса, а с другой - стимулом производства продукции, соответствующей выработанным стандартам качества." - понятно, министр лоббирует интересы отрасли, работа у него такая, за это и спросят, остальное отходит на задний план и идет фоном.

2. "- Целью нашего закона должна стать поддержка сельхозпроизводителей, - отметил глава фракции «Единой России» в ЗСО Ростислав Эдварс, - но если мы говорим о социальном питании, то самое главное - обеспечить стандарты качества. Мы должны добиться, чтобы гарантом этого качества выступал некий оператор, логистический центр, объединяющий сельхозпроизводителей и поставщиков продукции." - и у регионального законодателя на первом месте АПК, хотя и с оговоркой о качестве (видимо есть резонные сомнения), но в его речи главное - "логистический центр", т.е.: "Граждане, ничего личного - просто бизнес!"


3. "...более жесткую позицию занял вице-спикер Игорь Тихонов: «Этот закон имеет крайне важное социальное значение. И здесь на первый план выходит не вопрос цены на продукты и интересов местных сельхозпроизводителей. Мы должны, прежде всего, говорить о гарантиях прав граждан на качественное, здоровое питание. Главная задача законопроекта - эту гарантию обеспечить и поставить жесткий заслон на пути тех компаний, которые, организуя питание в бюджетных учреждениях, заботятся только о своих интересах. Здесь не цена важна, а важны стандарты и нормы. И надзорные органы, органы власти, научное сообщество должны принять участие в их разработке. Когда эти стандарты появятся, мы поймем, насколько мы способны их обеспечить»." - звучит наиболее вменяемо, особенно со стратегической стороны подхода к цели, с тактикой много хуже, хотя он прав, основная проблема стандарты и нормы.
И ещё больше прав, когда говорит о том, что развитие АПК и цены на продукты, вторичные вопросы, и предыдущие выступающий ставят проблему с ног на голову. Как опытный законодатель, умеющий видеть главное в законах, он технично ткнул разрабочиков законопроекта в их же дерьмо, напомнив о существовании основ Конституции России: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства."
Суть его речи: законопроект изначально написан через задницу, приоритеты расставлены неправильно, и прежде чем начинать сочинять законы нужно хотя бы иметь представление о законодательной технике, правоприменении и иметь хоть какое-то представление об элементарных основах общей теории права, и желательно далеко неотходить от принятых в государстве форм правовых норм. Это если перевести им сказанное, на язык обывателя.

4. "- Я считаю, что закон «Об организации социального питания в Ульяновской области» должен быть принят как можно скорее, - отметила ректор Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского Валентина Иванова, - тогда те наработки, которые будут подготовлены региональной властью в области социальных стандартов, получат реализацию в каждой школе, больнице. Финансы должны выделяться в соответствии с нормативами питания для различных категорий людей, которым нужна бюджетная поддержка. Как только будут определены эти категории, количество получателей услуги, то мы сможем просчитать объем необходимых бюджетных средств. Вторая составляющая, которая обязательно должна быть учтена в законе, - заключение долгосрочных договоров между специализированными компаниями и региональными сельхозпроизводителями. Бюджетные деньги региона должны поддерживать местные предприятия сельского хозяйства." - Правильно говорит Валентина Иванова, про социальные стандарты, о которых ни слова в законпроекте и нет, там про другое, про бизнес и в чьих руках будут находится нити ведущие к марионеточным компаниям.

Циаты приведены из "Ульяновской правды"

Валентина Иванова давно уже ставит вопрос об организации качественного питания, в 2011 году она поднимала вопросы о качестве питания студентов: "Если мы сейчас все вместе не будем выступать за организацию системы социального питания, то резко ухудшим показатели здоровья нашей молодежи, не получим плоды от тех вложений, которые делает государство в сферу образования."

Пока, об качестве продуктов питания и говорить не приходится, тем более законпроект получается не об этом, а о том, как ситуацию с социальным кейтерингом хоть как-то изменить в качественно лучшую сторону.

Вот тут бы и перенять наработки и опыт других регионов,  скажем: "Опыт разработки единой номенклатуры и требований к качеству пищевых продуктов для социального питания (в рамках регионального проекта модернизации системы школьного питания в Москве)" пропагандируемый Центром здоровья ГУЗ ЦГКБ г.Ульяновска, вспомнить что сказал депутат Игорь Тихонов про науку, и принять во внимание, что "социальное массовое питание ориентировано на достижение двоякого результата: с одной стороны - обеспечение доступности питания при его высоком качестве, с другой - на реализацию принципа сбережения здоровья. Результативная модель управления при решении столь сложной задачи предполагает активное внедрение принципов процессного подхода." - а не на поддержку сектора АПК, что тоже важная задача, но совершенно иного плана.

По утверждению Л.Н.Рождественской, к.э.н., доцент кафедры Технологии и организации пищевых производств Новосибирского Государственного Технического Университета, существует затратная и результативная модели управления качеством услуг социального питания, два подхода:
− затратная модель управления: государственными органами ресурсы выделяются в сметном порядке, при этом основным критерием эффективности является их своевременное, целевое и полное использование, то есть акцент делается на затраты;
− результативная модель управления: ресурсы выделяются на различные цели, поставленные перед соответствующей организацией, при этом основным критерием эффективности является их достижение, то есть акцент делается на результаты.

Готовым результатом в социальном питании, обычно, является предоставленный пищевой рацион или услуга по производству готовой продукции. При этом целями будет доступность и безопасность питания, а так же реализация принципа сбережения здоровья граждан.

В мировой практике, доминируещими стали мероприятия по переходу к управлению по результатам, концепция «Всеобщего управления качеством».   Это относительно новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество и основанный на участии персонала всех подразделений, на всех уровнях организационной структуры. Основой стратегии всеобщего управления качеством является ориентация на конечного потребителя и создание для него максимально выгодных условий и обеспечние реализации его прав.


Особое внимание в связи с вышесказанным целесообразно обратить на принцип процессного подхода.

Идея процессного подхода в управлении системами и предприятиями заключается в том, что организацию деятельности субъектов можно осуществлять посредством управления процессами, при этом необходимо определить взаимодействие между отдельными процессами производства, обозначить входы и выходы процессов, а так же потребности потребителей. Первостепенной задачей каждого производителя является удовлетворение потребностей потребителя в качественных продуктах или услугах. В то же время, качество конечного продукта является результатом качества процессов, то есть качество процесса предопределяет качество результата. Поэтому для обеспечения качественного выхода (результата) производитель или поставщик должен обеспечить соответствующее качество протекания самого процесса. Стратегически важно определение целей участников процессов, поскольку в соответствии с ними происходит как разделение функций, так и трансформация воспринимаемых характеристик производимых услуг и продукции.

Цитируя почти дословно ученого уделившему пристальное внимание вопросам социального питания, мне хотелось бы обратить внимание законодателей и обывателей, на то, что вносимый законопроект не ориентирован на достижение результата, а лишь сводится к перемене оператора (госрегулятора) госуслуги на региональном секторе рынка услуг, как это отразится на качестве социального питания - не понятно. Предлагают верить на слово?


Изначально было обещано, что "документ будет регламентировать внедрение стандартов социального питания в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. Кроме того, законом будет предусмотрен порядок финансовой поддержки предприятий, осуществляющих организацию социального питания в регионе." Кто увидел в законопроекте "стандарты социального питания"? А где там про поддержку предпринимателей?

Между тем, именно региональные власти вправе установить льготные условия аренды площадей для организаций задействованых в сфере организации социального питания, что бы директора учреждений или главврачи не заламывали по 100-200 рублей за квадратный метр арендуемой площади, и те же трюки не проделывал, скажем КУГИЗ, и это было бы правильно, так как эта ареда либо будет все равно оплачена из бюджета, либо изх кармана потребителя, но скорее всего отразиться именно на качестве питания и здоровье потребителя, впервую очередь ребенка у которого часто даже нет возможности возразить и уж тем более защитить свои права.

Точно так же, для производителей "социального питания", точнее диетического или детского продута, которое само по себе дороже того, что лежит на прилавках магазинов, следовало бы установить преференции по налогообложению. в части налога на землю, имущество и пр., в обмен на снижение стоимости продукта до более-менее приемлимой.


"Как пояснила директор правового департамента министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Юлия Шагаева, в ходе работы над законопроектом его текст был изменен с учетом замечаний надзорных органов. В частности, устранены противоречия с федеральным законодательством, регулирующим вопросы конкуренции и государственных закупок" - сообщает сайт ЗСО. Ну, что тут сказать? Что плохим танцорам всегда что-то мешает? "Юлия Шагаева пояснила, что ряд разделов, касающихся преференций местным сельхозтоваропроизводителям, из текста законопроекта пришлось исключить в связи с требованиями федерального закона "О защите конкуренции". - правильно, нечего было ерунду писать изначально в законопроекте.

Вся прелесть законодательной власти региона, как раз в этом и заключается, что она может установить преференции и льготы в пределах региона и не больше. Вот и ненужно было лезть в процедуру торгов, а необходимо было создавать комфортные условия для местого бизнеса в обмен на качество продукта и услуг.


Заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов обратил внимание, что законопроект не решает главную задачу -  обеспечить право граждан на социальное питание: "- Сегодня это право нарушается повсеместно. Мы обеспечиваем социальное питание исходя из наших финансовых возможностей, без учета физиологических потребностей и требований к качеству. Если мы говорим о социальном питании, то должен быть прописан четкий стандарт его качества и количества, а также механизм контроля за их соблюдением." Именно, прав, ох как прав Игорь Тихонов, не верно взята точка отсчета изначально, одни пекуться о кеторе АПК, другие о маневрах для бизнеса, но никому нет дела до потребителя, одни декларации о намерениях, причем ничем не подкрепленные. При этом известно, какой продукт нужен, что там должно быть, сколько и чего быть не должно ни в коем случае.

Сколько требуется ребенку или болльному человеку белка растительного и животного, сколько жиров и какого качества, степень витаминизированности, как восполнить дефицит микро и макроэлементов в таком дефицитном регионе как Ульяновская область? Все это известно, но... нормативно не закреплено. Агроведомство увлеклось лоббирование интересов отрасли, в ущербы правам потребителей, под видом заботы о них.

Не проскочит такая фишка. Даже если будет принят подобный закон, его и раскритикуют и обжалуют в судебном порядке. Поскольку это пародия,а не закон, и как выражается президент страны Владимир Путин - это все "хотелки", а не законодательная деятельность.

права и свободы предпринимателей, Ульяновск. 73 регион, права детей и родителей, права и свободы человека

Previous post Next post
Up