Дефицитный регион и его будущее

Apr 01, 2014 15:03

"Дефицит региональных бюджетов - одна из острейших проблем Минфина. Он обязан софинансировать около трети расходов регионов на исполнение указов, но уже понятно, что этого не хватит: регионы недополучили около 1 трлн руб. налога на прибыль, сообщал министр финансов Антон Силуанов.
Странно, что регионы одновременно и жалуются на нехватку денег, и перевыполняют планы, недоумевают федеральные чиновники. «А так ли нужны им деньги и нет ли других способов сократить дефицит?» - рассуждает чиновник финансово-экономического блока. Регионы должны придерживаться плана повышения зарплат, уверен представитель Минтруда: сейчас с каждым регионом согласовывается изменение «дорожных карт».
Регионы изначально берут на себя повышенные обязательства, объясняет представитель Минфина. Они относятся к путинским указам с особым рвением, на всякий случай повышают зарплаты с запасом, полагает федеральный чиновник: исполнение указов - критерий работы губернатора...

Такое опережающее исполнение указов - не по средствам, предупреждает аналитик S&P Карен Вартапетов, самые высокие показатели - у регионов с текущим дефицитом (см. таблицу), перевыполнение указов подорвало их экономику. Громадные дефициты у Карелии, Ульяновской и Псковской областей: их расходы выросли более чем на 10% в год (в среднем по регионам - на 6%); у Курганской области - на 19,6%, у Владимирской - на 25,5%, а у Новгородской - на 30,6%. Основной прирост дали зарплатные расходы, уверен Вартапетов, из-за указов их доля в текущих расходах вырастет с 24% в 2012 г. до 35% в 2015 г., а в 10 регионах превысит 50%: «И это если идти по плану, а не перевыполнять его».

Почти у всех этих регионов долг превышает 70% собственных доходов, продолжает Вартапетов" - подводит промежуточные итоги исполнения инаугурационных Указов президента издание "Ведомости"

По одному из Указов, к 2018 г. 100% средней зарплаты по региону должна достичь зарплата социальных работников и медперсонала, зарплата врачей - 200%.
Самые «дорогие» указы - о школьных учителях, воспитателях детсадов и работниках культуры: их много и даже небольшой рост их зарплат ведет к значительным расходам регионального бюджета.




Как есть и как может быть

В Ульяновской области, выраженному дефицитному региону, подходят к исполнению Указов творчески, к примеру, запланировано существенное сокращение сельских школ, на этом планирует сократить расходы бюджета региона на их содержание и оплату труда педагогам. Как это отразится на жизни села - очевидно, села с разрушенной социальной инфраструктурой становятся все более необитаемы, точно такая же история и с сельскими детскими садами.

Есть и иной путь решения проблемы - частная школа и частные ясли и детсад. Но, частные детские учреждения в Ульяновской области как бизнес - это либо героизм, либо нечеловеческая вера в свою миссию, либо откровенное подполье, сговор с родителями и «шифрование» под иные форматы детских учреждений. В США для старта такого бизнеса достаточно двух справок. Российская же бюрократическая система сделала все, чтобы максимально затруднить появление частных садиков. В Ульяновской области бюрократические барьеры и вовсе выстроены вроде лабиринта в котором просто нет выхода.

Организовать частную школу или садик в одиночку, «с нуля» - задача не только непростая, непреподъемная и нерентабельная. Хоть кое-что должно быть для старта - квартира, кредит, инвестор (лучше всего - очень хорошо обеспеченный муж или жена, или родители). Но когда что-то получается - этот бизнес оказывается настоящим «делом жизни», интересным, приятным занятием, социально ответственным бизнесом.

Кстати о социальной ответственности, чтобы бизнес стал социально ответственным необходима социально ответственная региональная власть. Которая для начала уравняет шансы государственных и частных учреждений, на предоставление услуг по одним стандартам и нормам. Для этого необходимо реализовать принцип: "Деньги следуют за ребенком!", т.е. неважно куда пойдет ребенок его "социальный полис" обеспечит ему такую возможность.

Сейчас, для Ульяновской области, по расчетат получается, что "социальный полис" детсадомвца должен составляеть не менее 16 тысяч рублей, младшего школьника уже 20 тысяч рублей, школьников до 9-го класса уже 28 тысяч рублей, старшеклассников все 35 тысяч рублей, в расчет вошли стоимость коммунальных услуг, зарплата педагогов, износ оборудования, ремонт зданий и сооружений.

Для этого нужно принять региональный закон о "социальном полисе" ребенка. Но, это лишь половина дела, есть и вторая, нужны и стартовые площадки, ввиде самих зданий и сооружений, начального комплекта оборудования, и вот тут понадобится ещё и "социальный кредит" от региона, ввиде передачи в пользование или собственность зданий, сооружений и оборудования - частникам.

Известны и риски, отдашь, недобросовестные приобретатели могут распродать полученное и потом ищи ветра в поле. Поэтому и идет речь о "социальном кредите" лет эдак на 25-30, когда регион выступает кредитодателем, но переданное имущество находится у него по закладной как по ипотеке.

И наконец, социально-ориентированные проекты, просто необходимо освободить от местного налогообложения по налогу на имущество и земельные участки, в пределах заранее установленных норм, скажем до 50 кв.метров на ребенка помещений, и одной сотки земли.

И тут потребуется принципиально новое законодательство... Хотя нет, отчего же новое-то? Просто хорошо забытое старое, именно так и работали земские школы, и не только школы.

Подзабытая история России

В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголизмом.

Усилий одного правительства было явно недостаточно. Существенный вклад в решение этих проблем вносила российская общественность с помощью культурно-просветительных учреждений.

История культурно-просветительной деятельности общественных организаций и частных лиц в дореволюционной России является одним из богатейших пластов отечественной истории, незаслужено подзабытых. Он изобилует прекрасными примерами подлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественной интеллигенции.
Исторический опыт просветительства в дореволюционной России представляет собой мало изученный и чрезвычайно интересный опыт подлинной общественной самодеятельности в условиях самодержавного политического строя общества, а не имитации "гражданского общества". Те демократические традиции, которые были заложены в относительно недавнем историческом прошлом России, сегодня дают свои новые всходы в условиях коренного именения ментальности российского общества.

Привлечение передовой общественностью народных масс к решению насущных проблем в сфере образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживает сегодня, как никогда, изучения и осмысления, так же, как и вся прочая общественная деятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.

Предреволюционная эпоха в развитии России была представлена в российской историографии односторонне, заметно сгущены краски в оценке кризисных явлений в общественном развитии, для теоритеческого обоснования концептуальной неизбежности революционного взрыва в России в 1917 году.

Между тем, в российском обществе той поры было немало весьма позитивных тенденций альтерантивного развития государства. Одной из них была яркая общественная самодеятельность в сфере культуры и просвещения народа.

Однако эта деятельность даже в литературе или не была представлена вообще, или она была показана очень узко и односторонне. Историки преимущественно буквально зациклились  на освещении опыта борьбы социал-демократии за демократизацию школы и просвещения народных масс. Вся многообразная деятельность либеральных демократов в сфере просвещения народа историками изучена мало.

Действуют старые установки эпохи постановлений времен решений ВКП(б) и затем ЦК КПСС, определявших просветительную деятельность либералов, как чистое "культурничество", направленное на отвлечение трудящихся масс путем различных культурно-образовательных мероприятий от их подлинных интересов и целей - классовой борьбы с самодержавием и капитализмом.

Ещё В.И. Ленин подчеркивал, что крайне важно четко разграничивать позицию революционных просветителей, рассматривающих задачи образования и просвещения народа в неразрывной связи с борьбой за его полное освобождение, и позицию культурников-либералов, которые стремились, как он считал, отвлечь трудящиеся массы от революционной борьбы, подменить политическую деятельность просветительской. Он писал по этому поводу, что социал-демократическая партия не должна "стирать грань между культурнической и революционной работой". Эти высказывания лидера большевистской партии предопределили отношение историков к деятельности либералов, как к деятельности, принципиально не заслуживающей внимания и изучения со стороны историков.

Многое из того полезного, что было сделано либералами для повышения образовательного и культурного уровня народных масс, исследователями историками, статистами и социологами было незаслуженно обойдено вниманием, поскольку не было признано в качестве позитивного для власти исторического опыта, незаслуживающего дальнейшего использования и распространения. Более того, все начинания либералов были прямо представлены в негативном свете, как вредные для населения России.

Понятно, что еще более негативно в научной и художественной литературе была представлена та немалая работа, которая была проделана для преодоления культурной отсталости народа, для ликвидации мракобесия и невежества населения, проправительственными "НКО"и земскими организациями и учреждениями. К ним отношение историков было исключительно отрицательным, как к реакционным организациям власти, оплоту самодержавия.

Между тем, культурно-просветительная деятельность интеллигенции началась в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века, и развивалась волнообразно (от подъема к спаду и снова к подъему) в период либеральных реформ и активно продолжалась всё последующее время, вплоть до революционных событий 1917 года.

У её истоков стояла народническая интеллигенция. Именно в ее среде родилась идея возвращения со стороны интеллигенции народу долга, в котором, как признавала сама интеллигенция, она была перед народом.

Интеллигенция просвещенная и образованная, занимаясь умственным трудом, жила за счет физически трудившегося народа, темного, пьющего, суеверного, неграмотного, не имевшего доступа к образованию и культуре, здравоохранению. И передовые умы интеллигенции озаботились поиском путей возвращения народу своего долга в виде знаний и опыта. Одним из таких путей стала частная и общественная деятельность по повышению культурного и образовательного уровня народа, открытия частных и земских клиник и больниц.
Интеллигенция пошла в народ, чтобы учить и лечить его, защищать его интересы в суде и перед чиновниками, чтобы организовать его здоровый и разумный досуг, отвлечь его от пагубной привычки к пьянству, хулиганству и преступности.
Интеллигенция стремилась дать народу все те учреждения образования и культуры, которыми пользовалась сама.

Так возникли просветительные учреждения частной и общественной инициативы - воскресные школы, народные чтения, народные бесплатные библиотеки-читальни, народные дома, народные университеты, народные театры и т.п.

Само название этих учреждений, открываемых в то время интеллигенцией для народа, было весьма символичным. Все они получили эпитет - "народных".

Вспомнить всё?
Возможно, что на фоне нарастаний социальных кризисных явлений в дефицитных регионах страны, самое время очнуться и вспомнить не о плохом, что было в Истории России, а о том, что было полезного и хорошего?!

И пора бы написать книгу (учебник) о позитивном опыте в Истории России.

Россия и история, история и фальсификации, история и современность, имхо, аналитика

Previous post Next post
Up