Вчера состоялся полу-брифинг, скорее встреча (а-ля формат - "К барьеру"), заместителя губернатора Ульяновской области Александра Чепухина с прессой и блогерами. Заместитель губернатора был готов отвечать на любой вопрос, по своему сектору ответственности: природа и экология, лес, озера и недра, но... прессу интересовали вопросы торговли, урожая и роста цен на продукты питания, как наиболее актуальные.
Продовольственная инфляция,
сформулировали сложившуюся ситуацию "Ведомости", в своей публикации: "Россия готовится к десяти тощим годам", кратко выводы минэкономразвития РФ следующие:
"В апреле, утверждая долгосрочный прогноз, правительство выбрало в качестве базового сценария развития страны инновационный - средний между худшим (консервативным) и лучшим (форсированным).
К сентябрю правительство передумало и остановилось на консервативном варианте. Но и он в сравнении с апрелем ухудшился
Темпы роста экономики в 2013-2030 гг. будут в 1,5 раза ниже, чем предполагалось весной, - в среднем 2,8% против 4,3% - и будут отставать от роста мировой экономики. К 2030 г. доля России в мировом ВВП уменьшится до 3,4% с 4% в 2012 г.
Форсированный и инновационный сценарии предполагали экономический прорыв по модели догоняющего развития. В форсированном варианте за счет роста инвестиций государства и частного сектора в повышение производительности труда и конкурентоспособности несырьевой промышленности, в науку и технологии, человеческий капитал и транспортную инфраструктуру Россия к 2030 г. по уровню и качеству жизни становилась в один ряд с развитыми странами.
В консервативном сценарии модернизация происходит в основном в нефтегазовом комплексе. Но мировые сырьевые рынки не возвратят себе роли основной движущей силы экономического роста, а внутренние российские барьеры развития - неразвитость инфраструктуры, устаревающее оборудование, неблагоприятный бизнес-климат, недостаток квалифицированных кадров - в консервативном варианте преодолеть не получится.
К 2030 г. Россия останется страной с доминирующим нефтегазовым сектором, плохими дорогами, низким уровнем медицины, высокими региональными различиями в уровне жизни, оттоком капитала и профицитом бюджета.
И по-прежнему будет отставать по качеству жизни и от развитых стран, и от средних для ОЭСР значений."
"Купить один из основных продуктов потребительской корзины скоро станет непросто - лотки с яйцами частично исчезли с прилавков Северной столицы, а закупочные цены за последнее время выросли на рекордные 40%." - между тем сообщает "Российская газета", в публикации -
"Пропали яйца", - "Рост цен на комбикорма и электроэнергию провоцирует региональные птицефабрики поднимать стоимость своей продукции. В результате чего рост закупочных цен за последние три месяца составил около 40%, тогда как ранее этот показатель составлял не более 3-5%.
Естественно, принять изменившиеся ценовые условия оказались готовы далеко не все торговые сети, и некоторые из них, например "Лента", стали ограничивать продажи яиц. Однако специалисты торговой сети указывают на другую причину - сокращение поголовья птиц и, как следствие, недопоставки продукта в магазины."
Прогноз "РГ": "Пока специалисты не могут дать однозначного прогноза развития событий, но возможности пропажи яиц с полок не отрицают - большинство фабрик не в силах покрыть затраты на производство."
"Улград" приводит часть вопросов и ответов Александра Чепухина, позволю себе процитировать и прокомментировать пару моментов: "По словам господина Чепухина, в области наблюдается достаточно странная ситуация - рост цен на яйцо спровоцировал не уменьшение, а увеличение спроса. По-видимому, сработали те же механизмы ажиотажа, что и при подорожании соли и гречки. «Это не объяснить никакими законами экономики» - отмечает министр."
Позволю не согласиться с заместителем губернатора, по поводу "не объяснить никакими законами экономики", математические методы в экономическом анализе при "прокачке" матмоделей, часто начинают "прощупывать ситуацию" на предмет выявления экономических парадоксов, если речь идет о престижных товарах высокой стоимости, то выискиваются признаки "эффекта сноба", известного как
парадокс Веблена, ситуация, когда покупатели воспринимают снижение цены товара как сигнал о снижении его качества или престижности, а повышение цены, наоборот, делает товар более привлекательным. Такой тип покупательского поведения назван парадоксом потому, что противоречит основному закону спроса, согласно которому увеличение цены товара приводит к снижению его потребления. Все товары Веблена относятся к премиальному сегменту, и по мере роста цены на них растет и желание целевой аудитории ими обладать. Ярчайший пример - произведения современного искусства, продукция компании Эппл, авто престижных марок представительского класса и брендованная одежда и парфюмерия и т.п.
Но, когда идет речь о низких ценах, и товарах массового спроса, то срабатывает совсем другой парадокс -
"эффект Гиффена", тут используется термин - "продукт Гиффена", к которому относится: крупа, соль, хлеб, молоко... продукты повседневного спроса.
Это дает возможность опосредовано судить о качестве жизни в муниципалитете или регионе, при росте качества жизни - растет спрос на сливочное масло, при падении - на маргарин, и т.п.
Товар Гиффена - низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов). Эффект дохода в случае с товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается (высвобождаются дополнительные денежные средства на покупку других товаров, обладающих уже лучшими характеристиками), а при повышении цены - увеличивается.
В качестве часто приводимого примера «товара Гиффена» называют картофель во время ирландского «картофельного голода» в XIX в. Дело в том, что картофель был основным продуктом питания бедняков, и рост цен на него существенно снижал реальную покупательную способность людей, вынуждая их экономить на мясе и других более дорогостоящих продуктах и покупать еще больше картофеля. Во всяком случае, так повествует история.
Независимо от того, был ли когда-либо картофель «товаром Гиффена», этот случай иллюстрирует свойства, которыми, рассуждая логически, должен обладать «товар Гиффена»:
Во-первых, он должен не только быть низкого качества, но и занимать большую долю в бюджете потребителя. В противном случае увеличение цены на него не означало бы значительного снижения реальной покупательной способности (возрастание вдвое цены на брелоки для ключей, например, не сделает никого ощутимо беднее).
Во-вторых, эффект замещения «товара Гиффена» должен быть подавлен эффектом дохода.
«Товар Гиффена» является занимательной экономической аномалией, о которой идут споры и по настоящее время в среде экономистов, достаточно давно его не наблюдавших. Формально, с позиции современной экономической теории, заместитель губернатора Александр Чепухин абсолютно прав, остальное лишь тонкости для научной полемики, и возможно, сейчас в России установлена реальная причина проявления "парадокса Гиффена" - не просто рост цен на товары первой необходимости (инфляция), но и одновременно резкое замедление темпов роста экономики и как следствие ожидание нестабильности и ухудшения дальнейшей ситуации.
Столь значительно отступление от темы брифинга, полагаю, будет интересно тем, кто пытается разобраться в происходящем в стране и регионе объективно и беспристрастно, без ангажированности и "политизированности"
"Ведомости" свою публикацию завершают абзацем: «Десять прекрасных лет», - ответил на вопрос «Ведомостей» о стратегии руководства страны один из федеральных чиновников.
Сегодня основная установка - удерживать 10 лет власть и стабильность, объяснил стратегию другой чиновник."
Возможно, так оно и есть, как оптимистично заверяют федеральные чиновники, но текущий момент придется пережить, в любом случае.
Более сдержанные оценки, пожалуй более уместны, но...
Но, с
выводами "Улграда" позволю себе не согласиться, ни с идеей "госрегулирования цен", ни с "особой психологией" россиян, тут целый комплекс причин, и в основе всего: технологии и ещё раз технологии, потом - производительность труда, падение качества жизни населения, как финальный акт экономической драмы.
В подобной ситуации, как никогда важны "тезисы" заместителя губернатора:
1. Усиление борьбы с продовольственными суррогатами;
2. Улучшение логистики перемещения сырья и товарной продукции;
3. Снижение издержек на все цепочке производства, от посевов до доставки в торговые точки;
4. Приоритет местной продукции, за счет лучшего соотношения качество/цена при гарантиях высокой безопасности продукта.
5. Повышение качества жизни населения за счет "социальных цен" на местный высококачественный продукт, отпускаемый по социальным нормам.
Да, это та самая "социальная карточка", которой так пугала пресса, и которая "напрягала" обывателя, но которая позволит сохранить здоровье населению, и не ударит "больно" по детям, демографии и даже образованию, недоедание сказывается на успеваемости детей, равно как и несбалансированное питание, а потом отражается на росте социальных расходов на соцобеспечение и медицину, порождая даже утрату трудоспособности.
Субсидировать придется также всю цепочку производства продуктов питания, и грантами, и иными способами, без вариантов.
Разумеется, это "выжимка" и компиляция сказанного на брифинге, в ответ на вопросы журналистов и блогеров.
Сегодня - завтра, надеюсь, каждый поделится
своими впечатлениями от услышанного.
По факту, начатая минсельхозом Ульяновской области реформа управления продовольственными потоками, ценовой политикой, продовольственной безопасностью, качеством продукции, опаздывает по реализации более чем на полгода, по причинам не зависящим от ведомства.
Реорганизацию ведомства начатую ещё в феврале, долго саботировали другие ведомства: кадры, юрслужба и т.д., не вникающие ни в стратегию, ни в ситуацию в регионе...
Основная беда правительства Ульяновской области - избыточная забюрократизированность и утрата ощущения приоритетов, грубо говоря - "основное производство", реальный сектор экономики буквально подмят обеспечивающими и вспомогательными структурами, всерьез полагающими, что именно они "пуп земли" и её соль, а не население, ни экономический фундамент и опора региона - реальный сектор экономики.
Проводя наглядную аналогию, замечу, что "корабль правительства области" изрядно оброс ракушками, мешающему его продвижению вперед, вместо четких целей и задач, преобладают сплетни и интриги, вместо результатов - отчеты и мероприятия...
В реальном секторе экономики, такие фокусы не проходят, тут все имеет конкретное значение и измеряемо в тоннах, гектарах, цене и объемах реализованного, сэкономленного, сбереженного...
Понимал я, случая как идет диалог между журналистами и Александром Чепухиным, делая свою "подкладку" под каждый вопрос и каждый ответ.
Разумеется, заместитель губернатора не сможет ответить честно на вопросы, которые можно было бы задать, да и ни к чему это. Итак всё же понятно, из мониторинга выступлений членов правительства, руководителей ведомств, департаментов.
Вот тут, курс взятый губернатором на открытость власти себя оправдывает: ""имеющий уши - да слышит...".
Обновление "экипажа" правительственного "корабля" итог проводимой реформы повышения эффективности управления регионом... на этом, мой ход мысли был прерван, вопросом про белок, недавно выпущенных в дрендарий Ульяновска... пара из которых сбежала, но возвращается подкормиться, одна возможно погибла, остальные обживаются. Журналисты успокоились услышав, что дефицита белок, как раз в регионе нет... в отличии, и тут вновь все вернулись к проблеме экономической ситуации и перспектив.
На мой же взгляд, пока людей волнует судьба белок, экологии, деревьев... всё не так уж плохо с экономикой в регионе и качеством жизни.
В январе текущего года перед открытием форума в Давосе
я писал: "На мой взгляд,основная экономическая и макроэкономическая ситуация в России, хорошо описывается афоризмом: "Бог знает - что делать, черт знает - как делать", при этом очевидно, первый - стратег, второй - тактик, и в этом вся суть "российской проблемы".
В том же месяце, начала года
я цитировал Константина Гаазе: "При этом умом все понимают, что России нужно именно чудо. Потому что Россия зашла в тупик, если говорить просто. А если говорить по-научному, то у нее беда с позитивными сценариями: страна не может расти так быстро, как всем хочется, а расти нужно, иначе она попадет в ловушку, совсем как в настольной игре, и потеряет пять или десять лет своей истории. Поэтому все сценарии ближайшего будущего России, представленные в Давосе на этой неделе, грустные.
Так что всем бы хотелось, чтобы Медведев совершил чудо. Но его не будет."
Современное эффективное управление регионом - это искусство управления рисками, что было ясно ещё более года назад, когда правительство России искало и не находило позитивных сценариев развития страны...
PS:
Прямые вопросы журналистов и блогеров и достойные ответы на них заместителя губернатора, возможно лучшее средство преодоления существующих трудностей, не столько в экономике, сколько в отношениях между населением и властью...