Завершение
начатого рассказа о трагической странице Истории России, о расстреле элиты военной авиации, и
персоналиях: об очень яркой личности в Истории государства... спорившей со злым гением страны Иосифом Сталиным.
Проскуров Иван Иосифович, (18 февраля 1907, Малая Токмачка, ныне на территории Запорожской области Украины - 1941, СССР)
Летчик и начальник ГРУ.
Родился в феврале 1907 г. на Украине в деревне Малая Токмачка в семье рабочего-железнодорожника. С 1914 г. жил в поселке Верхняя Хортица, учился в железнодорожном училище в г. Запорожье. Рабочую закалку получил, работая вагранщиком в литейном цехе завода имени Энгельса (г. Запорожье).
С 1923 г. на комсомольской работе - секретарь райкома комсомола. В августе 1924 г. устроился помощником вагранщика на завод, а два года спустя, был избран председателем районного секретариата профсоюзов.
С 1926 г. - студент рабфака Харьковского сельскохозяйственного института.
В сентябре 1930 г. перевелся в Харьковский институт механизации и электрификаций.
В апреле 1931 г. с последнего курса института по партийной путевке был направлен на учебу в 7-ю Сталинградскую военную школу летчиков, которую окончил в 1933 г.
С декабря 1933 г. - инструктор 2-й легкобомбардировочной эскадрильи 23-й авиабригады (пос. Монино).
В мае 1934 г. окончил курсы командиров кораблей при Ейской школе морских летчиков и продолжил службу в должности командира экипажа самолета ТБ-3.
С января 1935 г. - командир отдельного корпусного авиаотряда. В октябре 1935 г. в составе советской делегации принял участие в Международном авиационном состязании в Бухаресте (Румыния). Занял там 1-е место по набору высоты.
В августе 1936 г. принимал участие в оказании помощи экипажу В. П. Чкалова, совершавшему дальний перелет Москва - Хабаровск.
С сентября 1936 г. - командир отряда 89-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи.
Приказом наркома обороны СССР № 0124 от 19.08.36 г. «за образцовую работу по подготовке корабля к перелету в короткий срок (один день) и отличное выполнение самого полета из Монино в Хабаровск... расстояние 6860 км преодолено за 29 часов 47 минут летного времени, на сутки ранее назначенного мною срока, без всяких происшествий в пути» всему составу экипажа была объявлена благодарность, а старший лейтенант Проскуров был награжден именными золотыми часами.»
С Дальнего Востока экипаж Проскурова возвращался поездом. После успешного выполнения перелета Проскуров вместе со своим штурманом Прокофьевым отдыхали в санатории. Из газет они знали, что в Испании идет гражданская война. Они немедленно подали рапорта с просьбой направить их для борьбы с фашизмом, прочли всю доступную литературу по Испании и начали изучать испанский язык. В управлении кадров ВВС их тщательно проинструктировали и вручили документы для поездки во Францию.
В Париж Прокофьев и Проскуров прибыли как представители московского автозавода для изучения опыта работы в фирме «Рено». После трех дней пребывания в столице Франции, они нелегально пересекли, франко-испанскую границу. У Проскурова были документы на имя чеха Солдатчика. Под этим именем он был зачислен в состав республиканских военно-воздушных сил.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании в октябре 1936 - июне 1937 гг. Сначала воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. До прибытия в Испанию советских самолетов летал на двухмоторном бомбардировщике французского производства Potez-54. После отъезда Э. Шахта командовал эскадрильей скоростных бомбардировщиков СБ, а позднее бомбардировочной авиагруппой. Совершил 46 боевых вылетов. Награжден орденом Красного Знамени (2.01.37).
По воспоминаниям сослуживцев «Иван Иосифович был личностью незаурядной. Большого ума, на редкость душевный и отзывчивый человек, он пользовался общей любовью».
30.10.36 г. 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрилье была поставлена задача: с рассветом нанести удар по скоплению войск и техники мятежников в Навалькарнеро в 30 км юго-западнее Мадрида, а на обратном пути разведать дороги, идущие от Толедо на север к фронту.
Вылететь смогли только три «Потеза» - испанца майора Сапилло и советских летчиков-добровольцев старших лейтенантов Горанова и Проскурова. На пути к цели группу атаковала пятерка франкистских истребителей Не.51. На самолете Горанова был поврежден один мотор и он стал отставать. Проскуров снизил скорость, чтобы не отрываться о товарища. Они вместе отбились от истребителей противника и нанесли бомбовый удар по цели. На обратном пути они подверглись новым атакам истребителей мятежников. Горанов был подбит и приземлился на нейтральной полосе. «Потезу» Проскурова, также сильно досталось, и он на одном моторе сел на вынужденную, немного не дотянув до своего аэродрома.
16.11.36 г. Проскурова водил эскадрилью на Кадикс. Бомбили порт и орудийный завод в Сан-Карлосе.
9.01.37 г. эскадрилья бомбила Коса де Кампо, отбиваясь от 20 истребителей мятежников.
2.02.37 г. Проскуров был назначен комэска.
По состоянию на 14.02.37 г. в его эскадрилье имелось 9 самолетов (5 СБ базировались в Сан-Хавиер, а 4 - в Сан-Клименте).
8.03.37 г. воздушная разведка сообщила, что по Французскому шоссе в сторону Гвадалахары движется многокилометровая колонна танков и автомашин с пехотой итальянского экспедиционного корпуса.
Проскуров получил задание нанести бомбовый удар по основной станции снабжения итальянского корпуса - Сигуэнса. Для достижения внезапности он вывел эскадрилью к цели с востока, откуда противник меньше всего ожидал налет. Шли на предельно малой высоте, прикрываясь холмистой местностью. Незаметно для противника эскадрилья подошла к цели. Станция оказалась до предела забитой железнодорожными составами, среди которых выделялся эшелон с горючим. Можно было бомбить не целясь. Взрыв цистерн превратил Сигуэнсу в огненный ад. Проскуров развернул бомбардировщики в сторону шоссе. На колонну фашистов обрушился шквал пулеметных трасс. Паника охватила итальянцев. Грузовики, потеряв управление, сталкивались и горели, уцелевшие солдаты разбегались.
9-12.03.37 г. командование республиканских ВВС организовало конвейер воздушных атак с таким расчетом, чтобы все время держать противника под ударами с воздуха. Пока одна группа наносила удар, другая шла от цели, третья заправлялась, четвертая уже взлетала. Штурмовики сменяли истребителей, а их, в свою очередь, сменяли бомбардировщики. Эскадрилья Проскурова совершала по три-четыре вылета в день. Потери итальянцев были огромны. Республиканская пехота завершила разгром.
К исходу 12.03.37 г. наступление итальянского корпуса сменилось обороной, которая вскоре превратилась в отступление. Франкисты назвали это «чудом под Гвадалахарой».
К середине апреля в республиканских ВВС насчитывалось всего пятнадцать СБ, а в эскадрилье старшего лейтенанта Проскурова осталось лишь пять самолетов.
21.04.37 г. он был назначен командиром группы по взаимодействию с ВМФ республиканской Испании.
С октября 1936 г. по июнь 1937 г. находился в республиканской Испании. Воевал в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. С февраля 1937 г. командовал эскадрильей скоростных бомбардировщиков и бомбардировочной авиагруппой.
Из воспоминаний Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова, бывшего военно-морского атташе СССР в Испании: «Это был мужественный человек. Когда ему предлагал лететь бомбить Гранаду или Малагу, он больше интересовался, хватит ли горючего, в какое время лучше появиться над объектом и меньше всего думал о том, насколько это опасно...Вместе со своим штурманом Г. Прокофьевым он водил свой отряд на предельный радиус действия, как на суше, так и на море»
24.05.37 г. группа Проскурова произвела несколько воздушных налетов на порт Пальма. В Дневнике боевых действий указывается: «С высоты 3000 м 8 СБ одним заходом бомбили три военных корабля в порту Пальма, два из них типа «Канариас» и один неустановленного типа, который бомбометанием разрушен и загорелся. ПО кораблям типа «Канариас» были прямые попадания. Один СБ сбросил 4 бомбы на военные объекты в Пальма. Во время бомбометания велся сильный огонь ЗА и 5 истребителей типа «бреда» безуспешно пытались атаковать СБ. Через 5 минут вторя группа (5 сам. СБ) одним заходом в противоположном направлении первому с высоты 3000 м бомбила третий корабль типа «Канариас», находившийся в 800 м от первых двух. Бомбы упали на мол и военные здания. Во второй половине дня пять СБ вторично бомбили Пальму, дав прямые попадания в неизвестный военный корабль. После всех бомбометаний все СБ благополучно вернулись обратно
Проскуров написал в своей записной книжке в этот день: «Результаты замечательные. Штурманы танцуют от результатов бомбежки».
26.05.37 г. налет был повторен. Дневник боевых действий сообщает: «9 СБ снова бомбили порт Пальма. Попаданий в корабли не было, но во время налета была уничтожена итальянская двухмоторная летающая лодка-катамаран Savoia SV.55X».
29.05.37 г. был совершен налет на порт Ивиса на Балеарских островах.
По советским данным, франкистской разведке удалось обнаружить Y-33 - транспорт «Магальянес», шедший из СССР с добровольцами и грузом военной техники. Чтобы отвлечь противника, был предпринят демонстрационный удар по порту Ивиса. Удар наносился одновременно с моря 6-й полуфлотилией эсминцев (в составе 3 кораблей) и двумя СБ. Первыми к порту подошли эсминцы, однако, начав обстрел, они заметили в порту большой незнакомый военный корабль и прекратили стрельбу. В это время над портом появились 2 СБ, и один из них двумя 100-кг бомбами попал в этот корабль.
Этот корабль оказался германским броненосцем «Deutschland». Взрывы в районе передней надстройки и в центральной части корпуса, около правой 150-мм башни № 3, вызвали серьезный пожар, уничтоживший гидросамолет. Были выведены из строя башня № 3 и один из котлов. Погибло 24 человека, 82 было ранено.
«Комитет по невмешательству в испанские дела» еще в марте установил систему контроля всех грузов, доставляемых в Испанию. Патрульную службу на море по поручению Комитета осуществляли Англия, Франция, Германия и Италия. Так как контроль над зоной, где находится островом Ивиса, был возложен на французский флот, нахождение там германского броненосца можно объяснить лишь его стремлением, оказать содействие мятежникам.
Весь период «спецкомандировки» Проскурова его семья не знала, где он находится. Лишь изредка его жене передавали письма, в которых ничего не говорилось о том, где он и что он. Она могла лишь догадываться, откуда привозят эти весточки. Наконец в июне он вернулся. Короткий отпуск они провели в Сочи.
21.06.37 г. нарком обороны подготовил представление на присвоение семнадцати военнослужащим звания Героя Советского Союза. В шестом пункте указывалось: «Ст. лейтенант ПРОСКУРОВ ИВАН ИОСИФОВИЧ. Командир отряда 89 тяжелобомбардировочной авиационной эскадрильи. В Испании командир эскадрильи СБ. Награждён орденом «Красная Звезда» в 1935 г. и орденом «Красное Знамя» 2.1.1937 г.
Налёты скоростных бомбардировщиков республиканской авиации (СБ) на аэродромы, станции и склады, другие объекты противника производились без прикрытия истребителями и в большинстве случаев сопровождались самостоятельными воздушными боями, которые самолетам СБ приходилось вести с истребителями противника. В этих трудных условиях т. ПРОСКУРОВ выполнил 46 боевых полетов продолжительностью свыше 120 часов, из коих большинство по объектам (целям), расположенным в глубоком тылу противника и защищенным зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Этими налетами противнику были нанесены громадные потери на его аэродромах - сожжены и разбиты десятки самолетов, на железнодорожных путях и станциях - уничтожены многие воинские эшелоны, и на фронте - выводилась из строя и деморализовывалась живая сила мятежников.
Во всех этих многочисленных боевых операциях т. ПРОСКУРОВ обнаруживал исключительное мужество, спокойствие и выдержку. Его самолет не раз оказывался пробитым осколками снарядов зенитной артиллерии и пулями истребителей.
Тов. ПРОСКУРОВ пользуется заслуженной репутацией исключительно смелого, хладнокровного и храброго бойца и командира».
Сталин, просмотрев документ, вычеркнул слова «ст. лейтенант» и вписал «майор».
27.06.37 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный в этом деле героизм майору Проскурову Ивану Иосифовичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как особого знака отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль № 33.
Из представления на присвоение И. И. Проскурову звания Героя Советского Союза: «Налеты скоростных бомбардировщиков республиканской авиации (СБ) на аэродромы, станции и склады, другие объекты противника про-изводились без прикрытия истребителями и в большинстве случаев сопровождались самостоятельными воздушными боями, которые самолетам СБ приходилось вести с истребителями противника. В этих трудных условиях т. Проскуров выполнил 46 боевых полетов продолжительностью свыше 120 часов, из коих большинство по объектам (целям), расположенным в глубоком тылу противника и защищенным зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Этими налетами противнику были нанесены громадные потери на его аэродромах - сожжены и разбиты десятки самолетов, на железнодорожных путях и станциях уничтожены многие воинские эшелоны, а на фронте выводилась из строя и деморализовывалась живая сила мятежников. Во всех этих многочисленных боевых операциях т. Проскуров обнаруживал исключительное мужество, спокойствие и выдержку. Его самолет не раз оказывался пробитым осколками снарядов зенитной артиллерии и пулями истребителей. Тов. Проскуров пользуется заслуженной репутацией исключительно смелого, хладнокровного и храброго бойца и командира».
Звание Героя Советского Союза И. И. Проскурову было присвоено 27 июня 1937 г. С июля 1937 г. - командир 54-й скоростной бомбардировочной авиабригады (г. Белая Церковь).
В том же году Проскурову было присвоено воинское звание полковник. Он был назначен командиром 54-й авиабригады Киевского военного округа. В декабре 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
22.02.38 г. Проскурову было присвоено воинское звание комбриг. Он также был награжден медалью «ХХ лет РККА».
С мая 1938 г. комбриг Проскуров командовал 2-й авиационной армией особого назначения, дислоцированной под Воронежем. Авиационная армия особого назначения являлась оперативным объединением авиации резерва Главнокомандования РККА и предназначалась для выполнения самостоятельных оперативных и стратегических задач. В составе армии помимо управления с частями обеспечения имелись две тяжелобомбардировочные, одна легкобомбардировочная и одна истребительная авиабригады, которые насчитывали до 260 самолетов.
14.04.39 г. комдив Проскуров был назначен заместителем наркома обороны СССР - начальником 5-го (разведывательного) управления РККА, а также членом Главного военного совета наркомата обороны.
Не будучи профессиональным разведчиком и вообще не имея ранее никакого отношения к разведке, он с полной отдачей включился в выполнение порученного ему дела. Работать пришлось в чрезвычайно сложных условиях. Основные кадры управления были почти поголовно уничтожены в результате репрессий.
Были арестованы и расстреляны начальники Разведывательного управления РККА комкор Урицкий, армейский комиссар 2-го ранга Берзин, старший майор госбезопасности Гендин, комдив Орлов, а также их заместители, начальники отделов и отделений, отозваны и расстреляны многие работники зарубежных резидентур.
С мая 1938 г. - командующий 2-й авиационной армией особого назначения (АОН). С апреля 1939 г. - начальник Разведуправления Красной армии - заместитель наркома обороны СССР.