"Фактически мы находимся на развилке. Россия может продолжить очень медленное движение
близкими к нулевым темпами экономического роста.
Или сделать серьезный шаг вперед. Второй путь сопряжен с рисками.
Но следование первому сценарию - с мнимой возможностью сохранения уже достигнутого
благополучия - еще опаснее. Это прямая дорога к его потере. Дорога в пропасть."
Д.А.Медведев
Премьер страны Дмитрий Медведев заговорил
о "новой экономической модели", состоящей из аллюзий экспертных мнений последнего форума в Давосе.
Из того, что он "отлил в граните" в Сочи, можно сделать вывод, что конфликт двух экономических моделей - Кремлевской (сырьевой) и Премьерской (инновационной) перешел в фазу открытого обсуждения.
Это спор не просто об экономической модели государства, это спор о внутренней политике государства, во всех её аспектах.
Выделю отдельные моменты, из этих аллюзий, не явно отраженных в "новой политике Медеведева"
"Главный фактор - способность региональных руководителей и местных элит продвигать свои территории.
Причем не ожидая помощи. А добиваясь поддержки своих инициатив - и в обществе, и в рамках стимулирующих
федеральных программ"
Д.А.Медведев
По модели "сырьевой экономики":
Экономический рост считается одной из важнейших задач, стоящих перед Россией. На него возлагаются надежды, связанные с повышением благосостояния и качества жизни, с преодолением бедности для миллионов российских граждан.
В то же время, быстрый рост, увеличивая доходы людей, нередко оказывает серьезные и весьма неблагоприятные воздействия на окружающую среду, особенно в регионах, богатых природными ресурсами, где доминирует «сырьевая» экономика.
А это, в свою очередь, крайне негативно сказывается на качестве жизни населения этих территорий, демографии и продолжительности жизни.
Кроме того, сырьевая экономика не обеспечивает адекватного экономическому росту повышения благосостояния граждан и никак не способствует существенному увеличению числа рабочих мест, требующих высокой квалификации.
Относительно низкий спрос на рынке труда на высокообразованных специалистов приводит, в свою очередь, к деградации так называемого «человеческого капитала» в обществе, снижению качества образования, культурной деградации.
По модели "инновационной экономики":
Сбалансированный экономический рост обусловлен сочетанием ряда факторов, в первую очередь "экономическим бонитетом территорий регионов": качеством и количеством природных ресурсов и человеческого капитала (ресурса), антропогенного и техногенного влияния на экологию, что также направлено на повышение качества жизни населения.
В инновационной экономике, ориентированной на создание и развитие производства высокотехнологичных товаров и услуг, экономический рост приводит и к повышению благосостояния, и к снижению негативного воздействия на природные системы, и к росту спроса на выскокачественную рабочую силу, и к увеличению доли таких рабочих мест на рынке труда, где требуется и хорошее образование, и высокая квалификация.
Это экономика инноваций, инвестиций и энергосбережения, сбережения трудовых ресурсов а главное - повышение производительности труда.
Последнее обстоятельство представляется особенно важным для России, учитывая ее богатые образовательные традиции и школы, научный потенциал.
"Но залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того,
что уже отжило свой век. Сохранение социальной стабильности и модернизация экономики - взаимосвязанные, а не
взаимоисключающие процессы."
Д.А.Медведев
Экономический демарш Дмитрия Медведева.
"Посыл" Медведева дает серьезные основания для постановки общей задачи о качестве экономического роста.
Показатели качества роста необходимы как информационные инструменты при разработке и корректировке долгосрочных стратегий развития регионов (территорий), а также для принятия решений в краткосрочном и среднесрочном плане.
Фактически речь идет о смене приоритетов в критериях оценки деятельности регионов, и расчета новых показателей, достоверно характеризующих динамику эколого-экономических процессов.
В силу различия социально-экономических и природно-ресурсных условий регионов России естественно ожидать и больших различий для значений таких показателей в разных республиках и областях.
"Впереди у нас непростой путь. Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях
продолжать двигаться к постиндустриальной экономике.
К умному государству, основной ценностью которого является человек."
Д.А.Медведев
Коэффициент Джини.
Начинать нужно с расчета коэффициента Джини и построения кривой Лоренца по показателю ВРП в расчете на душу населения необходимы следующие данные: ВРП в расчете на душу населения по территориям (регионам) РФ в сопоставимых ценах. В силу того, что российские регионы очень дифференцированы по территориальным размерам, численности населения, целесообразно рассматривать эти показатели исключительно в расчете на душу населения, тоже приходится делать и по территориям внутри региона.
Коэффициент Джини представляет собой отношение площади фигуры, образованной кривой Лоренца и «линией абсолютного равенства» к площади треугольника, лежащей под линией абсолютного равенства. Коэффициент может принимать значения от 0 до 1, и соответственно чем больше значение коэффициента, тем более неравномерно распределены доходы. Коэффициент Джини может быть использован также для оценки степени неравенства развития регионов, в качестве доходов которых может рассматриваться валовый региональный продукт (ВРП), оценки степени неравенства распределения экологической нагрузки на окружающую среду по различным показателям (объем сточных вод, объем выбросов в атмосферу).
Коэффициент Джини является одним из самых известных и широко используемых показателей, позволяющих характеризовать неравенство распределения дохода. Данный коэффициент рассчитывается исходя из кривой Лоренца, которая представляет собой кумулятивное распределение численности населения (от беднейшего до наиболее богатого), расположенного на горизонтальной оси и соответствующих этой численности долей дохода, расположенных на вертикальной оси. Если доходы распределены равномерно (10% населения получают 10% дохода, 20% населения - 20% дохода и т.д.), то график принимает форму диагонали под углом в 45°, которая называется «линией абсолютного равенства».
В том случае, если присутствует неравенство доходов, кривая Лоренца отклоняется вниз от «линии абсолютного равенства».
"Нужно выйти на траекторию устойчивого развития. При этом сохранить достижения предшествующих лет
по снижению уровня бедности.
По поддержке наименее защищенных граждан и проблемных территорий."
Д.А.Медведев
Кластерный анализ.
Дифференциация муниципальных районов региона по величине денежных доходов на душу населения, дифференциация по величине среднемесячной заработной платы на одного работника, как и большинство других показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития муниципальных районов региона, обуславливает возможность выделения среди всей совокупности муниципальных районов края определенных групп (кластеров).
Проведение кластерного анализа позволяет достаточно уверенно выделить три группы муниципальных районов различающихся по уровню социально-экономического развития. Условно их можно характеризовать как «сильные», «средние» и «слабые».
Географически, наиболее сильные муниципальные районы выявятся, прежде всего, по степени близости к региональному центру и развитой транспортной инфраструктуре, прежде всего к железной дороге.
Что покажет сильные и слабые стороны муниципальных районов.
"Надо создать систему воспроизводства коммерчески востребованных новых технологий,
приводящих к повышению производительности труда, улучшению экологической безопасности,
удобству для потребителей.
Главное препятствие - качество нашей регуляторной среды.
В ближайшие месяцы завершим формирование необходимой правовой базы."
Д.А.Медведев
Экологическая интенсивность.
Показатель экологической интенсивность (интенсивность загрязнений) отражает взаимосвязь между отраслями экономики и ущербом, который они наносят окружающей среде. Хотя сам по себе показатель интенсивности загрязнений не позволяет судить о том, насколько устойчивым является экономическое развитие, он дает возможность выявить наиболее загрязняющие отрасли в экономике, меры по снижению отходов в которых имеют приоритетное значение, поскольку дадут наиболее наиболее ощутимый результат.
Снижение этого показателя достижимо за счет внедрения экологически более совершенных, в том числе малоотходных и безотходных технологий, более глубокой переработке сырья и полуфабрикатов, а также роста объемов выпуска продукции и увеличения доли отрасли в ВРП.
В системах интегрированного эколого-экономического учета SEEA, NAMEA эти индикаторы (pollution intensity или eco-intensity) для различных видов экологической нагрузки рассчитываются, как показатели природоемкости на единицу добавленной стоимости.
Индикатор интенсивности загрязнений дает важную количественную информацию о качестве экономического роста, о реальных результатах развития и о той цене, которую общество платит за эти результаты.
Изучение этих показателей в динамике дает представление и о качестве экономического роста в целом, и по отдельным отраслям, а также дает возможность сравнивать отрасли по качеству роста, который они обеспечивают.
Сопоставление экономического вклада и экологической нагрузки также существенно для лиц, принимающих решения, когда выделяются отрасли, играющие ключевые роли в экономическом развитии, в повышении благосостояния и качества жизни.
В отсутствии подобной информации экономические стимулы, такие как субсидии, способствующие развитию определенных отраслей, могут иметь серьезные экологические последствия, когда уровень разрушения окружающей среды не оправдывает видимые экономические выгоды.
Показатели экологической интенсивности иногда имеет смысл рассчитывать и для будущих крупных инвестиционных проектов, особенно, когда рассматриваются различные варианты их реализации (например, прокладка трубопроводов, строительство крупных комбинатов и т.п.).
Вариант, который обеспечивает лучшие показатели экологической интенсивности, т.е. наименьшее количество отходов (загрязнений) в расчете на рубль добавленной стоимости, должен получить дополнительные преимущества перед другими, у которых эти показатели хуже.
Таким образом, эти показатели дают возможность сравнивать варианты реализации крупных проектов не только по их вкладу в экономический рост, но по качеству этого роста.
Хотя надо понимать, что вопрос о включении этих расчетов в процедуры принятия решений является даже более сложным, чем проведение самих расчетов, поскольку требует институциональных изменений, затрагивающих интересы различных, возможно, весьма влиятельных групп и кланов.
Для расчета применяются показатели:
- интенсивность загрязнения окружающей среды (общая),
- интенсивность образования отходов производства,
- интенсивность загрязнения атмосферы,
- интенсивность выбросов СО2.
"Я уверен: Россия может вновь занять эти позиции, сделав человека, его интеллект, его способность к творчеству
движущей силой развития общества. Тем не менее было бы неправильным копировать рецепты, которые сработали
в прошлом. Мир ушел вперед. Новые методы должны использовать и мы."
Д.А.Медведев
Экологически сбалансированные макроэкономические показатели.
Система традиционных макроэкономических показателей, центральное место в которой занимает ВВП, не способна отразить складывающихся негативных тенденций. Товары и услуги, связанные с природным и человеческим капиталом, часто вообще не имеют «цены», поскольку для них не существует и традиционных рынков.
Отсутствие или неадекватность стоимостного выражения не позволяет учесть их движение в товарообороте, что приводит к искажениям в оценке уровня экономического развития, получаемой через традиционные макроэкономические показатели.
Специалистами ООН в 1993 г. была разработана и предложена система эколого-экономического учета (СЭЭУ), теоретической основой которой послужили в том числе работы Хютинга, Дейли и др.
К примеру, не очень поддаются учету такие величины как качество образования, общей уровень культуры, спортивные достижения, качество медицины и пр., с природными параметрами - ещё сложнее. За основу приходится брать величину рентного дохода, что представляет собой сопоставление дохода, получаемого предприятием природопользования, с величиной нормального или среднего дохода. Для расчета ренты вместо показателя прибыли, который появится только после уплаты НДС, акцизов, налога на добычу ископаемых и т.д., необходимо использовать показатель первичного дохода до уплаты этих налогов.
На основе полученной оценки величины ренты определяется приблизительная доля рентного дохода в объеме промышленной продукции. Информация об объемах промышленного производства по муниципальным районам и регионам позволяет определить величину рентного дохода в каждом случае.
Сбалансированность ВРП (ВВП) предопределяется показателем ВПР - расходы на восстановление причиненного вреда природе, что и определяет стоимость природной ренты.
Техногенное воздействие на природу может быть классифицировано как две обобщенные группы:
первая - полностью зависит от характера окружающей среды и входит в производственный цикл, связанный с добычей, заготовкой ресурсов, их эксплуатацией. Эта группа объединяет энергетику, горнодобывающую промышленность, сельское хозяйство, мясозаготовительные объекты, водогазо-снабжение и т. д.;
вторая - полностью зависит от технологий производств, к которым относятся:
а) предприятия первичной обработки ресурса, т. е. горно-обогатительные, нефтеперерабатывающие, металлургические, пищевые и прочие структурные подразделения;
б) предприятия глубокой переработки - металлообрабатывающие, машиностроительные, авиастроительные, ремонтные, сфера торговли и т. д.
Если обозначить целевую функцию через принцип действия выделенных выше гомеостазисных условий и заложить их в разрабатываемые экологически рычаги регулирования природно-техногенных систем, то подобный механизм будет соответствовать уже условиям адаптируемости производств или, другими словами, приспосабливаемости возможных альтернативных форм антропогенезации районов хозяйственного освоения к эволюционно заданным параметрам функционирования их внутрисистемных элементов.
Это создание как принципиально новых технологических процессов, так и модернизация существующего аппарата регулирования путем совершенствования технологий, организации материального производства, повышения эффективности труда в экологической сфере деятельности, т. е.:
- регулирование, направленное на ускорение темпов снижения материалоемкости, металлоемкости, энергоемкости национального дохода или развитие стратегии ограниченного потребления с поиском альтернативных вариантов по уменьшению сброса загрязняющих веществ в природную среду;
- совершенствование методов экологического регулирования по обезвреживанию сформировавшихся форм антропогенных загрязнений в объектах хозяйственного назначения.
К приведенным формам регулирования относятся производственные структуры со следующим набором технологий:
- ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие экономию сырья путем внедрения оборотных, замкнутых и экологических безотходных циклов, в которых происходит регенерация сырья и материалов, снижая тем самым энергоемкость и ресурсоемкость производства;
- технологии по переработке отходов основного производства, включенные в единый технологический процесс.
- целенаправленные технологии по защите абиотической среды от загрязнения и восстановлению ее качества с последующим включением их в экологически безотходный процесс и утилизацию.
Такая производственная деятельность приближается к формам функционирования, адекватным ее окружающей среде, а критерий регулирования в этом случае отражает элементы экологической рентабельности, обеспечивая
соответствующий уровень качества жизни при выявлении эффективных путей, минимизирующих материальные затраты.
Происходящий в России процесс реформ создал определенные предпосылки для эффективного использования собственного экономического и финансово-кредитного инструментария как составных элементов системы экономико-экологического регулирования. Под инструментарием понимаются различные виды и формы платежей в сфере экологической безопасности.
В более широком смысле в условиях переходного периода совершенствование финансово-экономического механизма управления экологической безопасностью осуществляется по следующим направлениям:
1) стратегическое планирование экологической безопасности;
2) использование инструментов платежа за загрязнение;
3) экономическое возмездие за нарушение природоохранного законодательства;
4) экономическое стимулирование;
5) внедрение эффективного финансово-кредитного механизма управления экологической безопасностью;
6) развитие экологических банков и фондов;
7) экологическое страхование;
8) формирование рынка экологических работ и услуг
Степень экологического усиления отношений между частями хозяйственных систем в виде потребления сырья, выпуска продукта и экологического эффекта будет улучшаться только путем повышения адаптируемости в них общественного производства, а в основу эффективности его развития должна быть заложена экологическая система ценностных категорий как регулирующих техногенез устройств, предотвращающих образование самого процесса загрязнения и ограждающих тем самым возможность перехода природных формаций за порог экологического пессимума.
Система экологического налогообложения и взимание различных платежей за пользование жизненно важными естественными ресурсами должны привести к экологизации деятельности предприятий и регионов, а также обеспечить формирование фондов экологической безопасности.
Создание такого механизма предусматривает в первую очередь возмещение ущерба, стимулирование инвестиций в области экологической безопасности. Актуальной проблемой является также создание режима наибольшего благоприятствования природоохранной деятельности, в том числе освобождение от налогообложения работающих в области охраны природы институтов, предприятий.
"Но такое государство только усилиями власти построено быть не может. Социально ответственная личность - ее полноправный партнер в этой непростой работе. Причем осознание этой ответственности не зависит от социального статуса: этим качеством должен обладать и рабочий, и студент-первокурсник, и академик, и бизнесмен, и чиновник.
Государство должно меняться только вместе с людьми. За последний год правительство радикально расширило механизмы обратной связи с гражданским обществом и бизнесом при принятии важнейших решений в области экономической политики. Мы заинтересованы в конструктивных общественных инициативах. В ходе согласования большинства решений проводим консультации с бизнесом и экспертами. Деятельность ведомств теперь более доступна для общественного контроля. «Открытое правительство» стало фактом нашей жизни. Этот формат мы будем развивать.
То же необходимо делать также на региональном и муниципальном уровнях.
Работая вместе, мы должны сделать серьезный шаг вперед. Реализовать намеченные планы. С честью выйти из непростой экономической ситуации, сложившейся в мире. И в результате создать сильную Россию, в которой обеспечивается высокое качество жизни."
Д.А.Медведев