Великий ученый Эйнштейн в свое время утверждал, что когда на Земле исчезнут пчелы, то это и будет концом света. В Ульяновской области местами наблюдаются явные признаки конца света. Изучением феномена занялась полиция.
Ульяновская полиция занялась изучением причин смерти пчел, точнее их массовой гибели.
"Улград" пишет: "Недавно
мы писали, что в юго-западных районах области погибло более 1000 пчелосемей. Сегодня УМВД сообщило, что с 24 июня в майнскую полицию стали поступать коллективные заявления от местных жителей о гибели медоносных пчел.
За неделю в полицию обратились жители сел Ляховка, Томбы, Путиловка, Гимово, Степное Матюнино, Сосновка, Вязовка.
Полиция проводит проверку. Образцы погибших пчел отправлены в «Самарский референтный центр Россельхознадзора» на химико-токсилогическое исследование." "Российская газета"
сообщает: "По одной из версий, причиной гибели насекомых могло стать использование несертифицированных удобрений для обработки сельскохозяйственных угодий, которые применили местные аграрии.
- У всех пчеловодов должны быть договора с расположенными рядом хозяйствами, чтобы фермеры знали, что рядом находятся пасеки и уже с учетом этого использовали удобрения. Минсельхоз проведет свою проверку случившегося, - пояснил корреспонденту "РГ" руководитель аграрного ведомства региона Александр Чепухин."
Я обсуждал эту ситуацию с заместителем министра сельского хозяйства Ульяновской области Константином Долининым, и отдельным журналистам прокомментировал её так: "Будет заключение экспертизы - будет ясность. Но, судебной перспективы у жалоб пчеловодов не вижу, если только не будет доказано в рамках уголовного дела, что пчел уничтожили умышленно"
По поводу отсутствия судебных перспектив - поясню, пчеловоды долго отстаивали свою "самостийность" и не вмешательство государства, действуя как партизаны на свой страх и риск, без оформления договоров и соглашений, без карантинных мероприятий и контроля со стороны ветсанитарных служб региона. Но, скажем так, с саморегулированием дело не заладилось...
На самом деле, обратите внимание, пчеловоды обвиняют фермеров в "травле" пчел, или потраве, как угодно, тогда получается травля пчеловодов и потрава пчел, но... агросектору, пчелы нужны для определенных целей - опыление, и там где в этом назрела необходимость уже сами фермеры и становятся "пасечниками по совместительству" или нанимают специалистов, или предоставляют участки на своих землях.
Для обеспечения карантина территорий, схема размещения ульев должна быть согласована, во избежание - "пчелиной чумы", должны быть выдержаны расстояния, определены степные, полевые и лесные участки для расстановки ульев, которые по закону могут иметь ограждение (и лучше, чтобы они его имели). Рынок ничего не урегулировал и требуется теперь срочное вмешательство государства и нормативное регулирование. Очень замечательный пример для ультрамонетаристов, которые заигравшись в фантики - деривативов, фьючерсов, форвардных инструментов и опционов, далеко оторвались от реального сектора экономики. По крайней мере, что-то пошло не так у пчеловодов с хеджированием рисков.
На самом деле, повальная гибель пчел наблюдается сейчас по всей европейской части России, ещё с первых недель апреля. Пример: "Природоохранная прокуратура Бердянска, совместно с милицией и органами госконтроля проводит проверку по факту массовой гибели пчел на территории Акимовки. Заявления владельцев пасек о гибели пчелосемей начали поступать в Акимовский райотдел 29 го апреля. 7-го мая гибель пчел прекратилась. Всего за период с 29 апреля по 7 мая в милицию поступило 68 заявлений о гибели 808 пчелосемей. Об этом корреспонденту 061 рассказали в прокуратуре области.
По предварительным данным, возможной причиной ЧП могло стать опрыскивание химией растений и почвы на территории района. При этом органы местного самоуправления, скорее всего ни о чем не были предупреждены.
Так по информации прокуратуры, в период с 25 по 28 апреля местные предприятия проводили химические обработки озимой пшеницы, рапса, ярового ячменя от сорняков и болезней.
«Администрация хозяйств заблаговременно, но не менее чем за двое суток до начала проведения каждой химической обработки, должна оповещать население, владельцев смежных сельскохозяйственных угодий и объектов о местах, сроках и методах применения пестицидов. В период проведения работ в радиусе 200 метров от границ обрабатываемых участков должны быть установлены предупредительные надписи», - рассказали в прокуратуре."
(
061)
Ну, на самом-то деле, на расстоянии в пятьсот метров от населенных пунктов, вообще применение химии запрещено. А за 200 метров, это только про таблички. Но, если читать внимательно написанное прокуратурой, то окажется, что администрация хозяйств должна быть уведомлена о наличии смежных сельхозугодий, к коим относятся и пасеки, что исключает какие-либо претензии, со стороны пасечников расставивших свои ульи, как душа ляжет и левой руке захотелось. Тут серьезная недоработка ассоциации пчеловодов Ульяновской области, не договорились не урегулировали и даже не пытались взаимодействовать с ассоциациями фермеров и сельхозпроизводителей. И теперь некого винить кроме самих себя и требовать возмещения убытков, тоже не с кого, ни одна страховая компания даже напрягаться не будет при отсутствии правоустанавливающих документов на пасеку. Так всегда и бывает, налогоплательщики разными способами уклоняются от регистрации бизнеса и уплаты налогов (а пчеловоды отнюдь не исключение), а потом начинают возмущаться бездействием госорганов.
Но, бывает, что всё сделано по правилам, а не....работает, вот пример: " Утром 24 июня пчеловод Алексей Панюков увидел, что его пасека гибнет. Мертвые пчелы серыми кучками лежали возле ульев, среди них пчеловод разглядел пчелиных маток. С каждым часом мертвых пчел становилось все больше.
-- Я отлично знаю причину этого замора, -- рассказал Алексей Ильич. - В девять часов вечера 23 июня мне позвонил управляющий директор ЗАО АПК «Юность» Валерий Михайлович Дорофеев. И сообщил, что в ночь с 23 на 24 июня рабочие ЗАО будут обрабатывать посевы рапса инсектицидами. И посоветовал мне «запереть пчел в ульях».
Смехотворность такого совета ясна любому пчеловоду. Пчела - не корова и запереть ее в помещении невозможно. Тем более, что лето в нынешнем году жаркое, а температура в внутри улья всегда выше, чем температура окружающего воздуха. Так не все равно от чего пчелам погибать: от жары или от отравы?
Но такой массовой гибели пчел А.И. Панюков не ожидал. Все дело в том, что рапсовое поле, около которого собирали взяток пчелы его пасеки, было обработано препаратами «Фастак» и «Димед КЭ». Эти препараты имеют первый класс опасности именно для пчел. Пчелы погибли не только у А.И. Панюкова. Пострадали пасеки Н.Н. Рязкова, Н.Т. Рудневой, Р.И. Федорищева Н.С. Алехина, Н.А. Дорофеева. Пострадали, в общей сложности, более четырехсот пчелосемей. Возможно, часть из них выживет, но мед нынешнего года может быть отравлен тем, что они успели принести в ульи, когда были живы.
- Мы отправили пробы меда на проверку, - рассказала Н.Т. Руднева. - Если в нем будут обнаружены инсектициды, весь мед собранный с начала нынешнего года придется утилизировать.
А это значит, что договоры с покупателями, заключенные в начале года, пчеловоды не выполнят. Их ждут огромные убытки.
А ведь всего этого легко было бы избежать. По закону руководители сельхозпредприятий за 5 дней должны оповещать пчеловодов о месте и сроках обработки цветущих растений ядохимикатами. За это время все они успели бы увезти свои пасеки в безопасное место. Но руководство ЗАО АПК «Юность» этого не сделало.
Однако управляющий директор Валерий Михайлович Дорофеев виноватым себя не считает.
- Я позвонил Панюкову и Рудневой в девять вечером 23 июня, - пишет он в своей объяснительной записке в Россельхознадзор. - Таким образом они были осведомлены о проведении обработки. В гибели пчел нет вины ЗАО АПК «Юность».
Но пчеловоды иного мнения..
- «Юность» не в первый раз отравляет наших пчел, - говорят они. - Но замор этого года самый большой. Пусть, наконец, суд разберет наши взаимные претензии и накажет виновных.
В этом справедливом требовании их поддерживает Ливенская территориальная организация Россельхознадзора. Сейчас в Ливнах собирают документы для того, чтобы подать иск в суд Должанского района. Если вина ЗАО АПК «Юность» в отравлении пчел подтвердится, ему грозит штраф в размере 120 тысяч рублей." (
"Глоток отравленного меда")
И вот это уже очень серьезно, отравленный мед может попасть на стол к потребителям, и если взрослые с такого мёда помучаются, но выживут, то у детей шансов - нет, из-за ускоренного метаболизма у ребенка и пропорций яда на килограмм тела. Первыми пострадают самые маленькие.
Полагаю, что масштабный клан "уполномоченный по правам ребенка, человека и пр." долго будет пребывать в уверенности, что это не их проблема и вопрос, пока не случится самого худшего.
Обратите внимание, пчеловоды по сообщениям прессы, понесли на экспертизу - пчел, хотя в первую очередь, ответственный пчеловод несет на экспертизу мёд, во избежание отравления населения... таким продуктом. Полагаю, безотвественное пчеловодство в регионе нужно пресекать самым жестким способом и пора наводить порядок в регионе с пчелами и пчеловодами, раз уж речь идет о риске для граждан получить смертельно опасный продукт на свои столы.
PS: В чем опасность приобретении "хорошего мёда" с рук?! Или на рынке?! Дело не только в химии и удобрениях, есть не менее серьезные опасности:
"К категории ядовитых животных, которые могут вызвать алиментарные отравления, относятся и пчёлы. Они при определённых условиях откладывают так называемый пьяный мёд, употребление в пищу которого вызывает опьянение, рвоту, а иногда и потерю сознания. Причина ядовитости такого мёда точно не установлена, предполагают, что здесь играет роль сбор пчёлами мёда с цветков некоторых растений семейства вересковых (рододендрон, багульник и др.), нектар которых содержит глюкозид андромедотоксин. Описаны отравления людей мёдом, который пчёлы собирали с поля, где росла белладонна. Мёд в этих случаях имеет тёмный цвет (красно-коричневый), густую консистенцию, мутный и горчит. Мёд с болотного вереска имеет желтоватый цвет, несколько горчит и быстро кристаллизуется. Отравление этим мёдом выражается в появлении холодного пота, бледности, тошноты и головной боли. Употребление 100-200 г такого мёда вызывает потерю сознания и бред. Мёд, полученный с цветков болотного вереска, ядовит только для человека и совершенно безвреден для пчёл. Доказано, что мёд с цветов азалии, аконита, андромеды также содержит ядовитое вещество.
Мёд, в состав которого входят алкалоиды белладонны, вызывает у пострадавших расширение зрачков, покраснение лица и кожных покровов, ощущение сухости во рту и зеве. Человек становится возбуждённым, его мысли сменяют одна другую. Речь ускоренная, наблюдается беспричинная весёлость, смех и кривляние. Возникают галлюцинации - больной слышит какие-то звуки, пение; путает цвета - чёрные предметы превращаются в яркие, ослепительные. Возможны вспышки агрессивности. В дальнейшем отравленный постепенно успокаивается и засыпает. Выздоровление от отравления «пьяным мёдом» наступает спустя 48 часов.
При приёме мёда с большой дозой яда может наступить смерть от поражения дыхательного центра."
В прошлом году, председатель "Экопалаты" региона доктор биологии Н.Благовещенская, совместно с учеными коллегами, при самой активной поддержке правозащитников, выходили с предложение на губернатора Ульяновской области Сергея Морозова о составлении атласа Ульяновской области по опасным растениям, способным привести к летальным исходом, и выдаче рекомендаций по допустимым и недопустимым местам произрастания таких растений. Губернатор обещал принять меры, но ничего не сделал, и председатель экопалаты подала в отставку, в место неё был назначен весьма конъюнктурный преемник, деятельность которого на удивление напоминает лоббирование коммерческих интересов, но вот вопросы реально достойные внимания от него упорно "ускользают"