ФАС Восточно-Сибирского округа в
Постановлении № А58-1905/2012 от 22.04.2013 подтвердил, что поскольку жилой фонд принадлежит муниципальному образованию, именно администрация и является лицом, обязанным оплатить стоимость поставленного коммунального ресурса.
ФАС отметил, что отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование.
Причем независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
Довод заявителя кассационной жалобы в обоснование отсутствия обязанности по оплате тепловой энергии, поставленной в заселенные по договору найма жилые помещения спорных многоквартирных домов, судом не принимается, поскольку предоставление или обеспечение предоставления нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг является обязанностью наймодателя. (
источник)
Подробнее: "Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 8, 210, 309, 438, 544, 548, 676 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 30, 65, 66, 67, 153, 155, 157, 161, 163, 164 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 4, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", и мотивированы тем, что Администрация является обязанным лицом по оплате тепловой энергии, потребленной населением, проживающим в неприватизированных квартирах муниципального жилищного фонда, в отношении которых органом местного самоуправления не проведен конкурс по выбору управляющей организации.
Суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Порядок расчетов с ресурсоснабжающей организацией за поданные в многоквартирный жилой дом коммунальные ресурсы по смыслу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса определяется положениями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 49 Правил N 307 обязанность по оплате потребленного коммунального ресурса возникает у абонента (потребителя), который через присоединенную сеть должен принять энергию.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Таким образом, в отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным за оплату названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах.
Поскольку жилой фонд принадлежит муниципальному образованию, следовательно, администрация является лицом, обязанным оплатить стоимость поставленного коммунального ресурса.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 19 Правил N 307, подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам размер платы за теплоснабжение при отсутствии приборов учета определяется путем произведения тарифа на соответствующий коммунальный ресурс на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги и площадь помещения, а размер платы за горячее водоснабжение - как произведение количества граждан, проживающих в многоквартирном доме, норматива потребления соответствующей коммунальной услуги и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Выводы арбитражных судов основаны на судебно-арбитражной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 по делу N А58-1592/2011 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)), и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
имхо: полагаю, в тех случаях, когда мэрия не надлежащим образом представляет интересы жильцов по соцнайму, не участвует в собраниях собственников, возможен аналогичный результат судебного процесса.