Вознесение для нердов

Apr 14, 2013 17:04



"- Замолчи, малыш!  Откуда  тебе  это  все  известно?  Я  уверен,  что взрослые не болтают о таких важных вещах в твоем  присутствии."
Mary Stewart. The Crystal Cave

Нет, спорить не буду, иногда приятно почитать дневники старшеклассников или студентов, особенно думающих и размышляющих, и остается только поблагодарить тех читателей, которые охотно делятся свои потрясением от вычитанного. Печально иное, что несмотря на катастрофу с образованием в России, остались ещё педагоги способные воспитать и выучить школьников и студентов, но мне это видится в форме песочных часов, опыт предыдущих поколений неизбежно  иссякает, просачивается как песок сквозь растопыренные пальцы, но что потом? Что будет с академической наукой в России? С физикой, математикой или химией?
С инженерами и технологами?

Как-то раньше, каждого способного ребенка, талантливого от рождения, педагоги передавали буквально с рук на руки, из школы в ВУЗ, воспитывали, поучали, отдавали ему свободное время, берегли как высшую ценность. Так было, и даже возникали целые школы и направления, согласен, не везде и не всегда, а в творческой среде - творческом симбиозе педагогов и ученых, с восторгом умилявшихся каждой светлой голове.

Сейчас, как-то все иначе, рейтинги, отчеты, бюджеты...рутина и суета сует.

А между тем:


"Про особенно эпичный урок. Физика, у доски физик пытается что-то втолковать про лазеры, а на задней парте бурное обсуждение параллельных вселенных, связанных с теорией вероятности и теорией струн.
Две парты объединились ,слушают меня, я размахиваю руками и вещаю чуть ли не в голос. Физику надоело, пришёл, кричит:
- Это что вы тут такое обсуждаете интересное? Физику?
И тут меня дёрнуло ,я говорю:
- Мы обсуждаем, при каких значении тензор Ричи в пространстве Калаби-Яу обращается в ноль...
Класс ржёт, физик в шоке, я тоже ржу)
- И при каких же? - спрашивает.
- Ну, тут много возможностей: сначала можно рассмотреть числовой ряд Фибоначчи...
- Ладно, молчите, коллега, теперь я знаю, кто будет преподавать, когда я уйду на пенсию, - и пошёл к доске.
И хоооохот
А ещё мы не зря бунтовали: суббота у нас теперь будет с четвертого урока, и только два занятия. И дракона в понедельник больше не будет. Счааастье Бунтовать - правильно, выходит. Не зря мы возмущались.
А сейчас у меня гора работы, а я в это время слушаю блэк, от которого успела отвыкнуть (пауэр уже надоел до смерти своей пафосностью и бодростью), перечитываю "Хрустальный грот" (конечно же ,я не удержалась ухватиться перечитывать мерлиновскую трилогию), радуюсь солнцу и людям. Всё будет хорошо, обязательно, только должно устаканиться." (источник)Ну, что тут добавить? Что, наверное, только в молодости можно одновременно читать фэнтези и, скажем  Брайана  Грина, его ликбез: «Элегантная вселенная (суперструны, скрытые размерности и поиски окончательной теории)», осваивая между дело ландшафты теории струн, и плутая в размерностях торов, мысленно переносясь из декартова пространства в к пространствам многообразия, даже не осознавая кто более фантастичен Грегорио Риччи-Курбастро или Мэри Стюарт (lady Mary Florence Elinor Stewart, née Rainbow)? И при этом, видеть волшебство и магию, как у одного автора, так и у другого? Озадачивая своих наставников и характером юмора, и ассоциациями.

Хотя, в небольшой реплике, приведенной выше, сразу столько смысла, тут и гипотеза Пуанкаре, и поток Ричи, классификации сингулярностей, и, в конце-то концов, вопросы этики в конфликтной ситуации Яу Шинтан - Григорий Перельман, в ситуации с прорывом века, в суперсублимированном виде.

Нынче люди не угомонились,
Плюнув на полеты НЛО,
Всем ученым миром углубились
В поиски теории ВСЕГО*....

Опосля упоротых исканий,
Струнники уверенней твердят:
Многозвучья мод и колебаний
Обеспечат массу и заряд.
Головы гудят, как от портвейна,
Понимает каждый, кто не лох -
По теории Калуцы-Клейна*,
Измерений больше четырех!
Всё бы хорошо, но вдруг подставу
Из многообразий - кутерьма,
Лабиринт пространств Калаби-Яу*
Здравый мозг готов свести с ума...

Лариса Брижак

Остается добавить, тем, кто не очень понял о чем речь, и в чем юмор, процитированной и наверняка новой - Лизы Рэндалл, оставлю пару ссылок, это не сложно для понимания, и язык изложения вполне доступен (а вдруг кому-то и будет интересно? В общем - «вознесение для нердов»).
-----------------------------------------------------------------------------------------
1. Лиза Рэндалл "Закрученные пассажи: Проникая в тайны скрытых размерностей пространства"
2. Брайан Грин "Элегантная Вселенная (Суперструны, Скрытые Размерности И Поиски Окончательной Теории)

наука, россия и россияне, юмор, образование

Previous post Next post
Up