Управление регионом: слив засчитан.

Feb 28, 2013 23:37


Вчера "Улград" опубликовал информацию о реорганизации в правительстве Ульяновской  области и структуре губернатора, и вынужден заметить, что это очередной шаг в нужном и давно ожидаемом направлении.

А теперь о плюсах и минусах управления регионом. С прошлого года, с откровенным удовольствием наблюдал тренд "оптимизации управления" регионом, поскольку на протяжении последних лет неизбежно переходил на несколько непарламентские выражения наблюдая "административную реформу" и критикуя её за изначально заложенную неэффективность.
Поясню, на структуру управления регионом, я постоянно смотрю глазами специалиста, привыкшего создавать разного рода крупномасштабные АСУ, системы оперативного, тактического, стратегического и ситуационного управления. Оценивая взглядом проектировщика, архитектора и консультанта по созданию  систем распределенного и асинхронного управления, мысленно прикидывая и оценивая прохождение трансакций (завершенную группу логически осмысленных операций), объемы обрабатываемой информации, нельзя было не перейти с профессионального сленга на общеупотребительную сниженную лексику для характеристики происходящего и качество принимаемых решений.

Кстати, очень забавно, что о позитивных вещая происходящих в правительстве, приходится узнавать из СМИ, а вот глупые инициативы откровенно подставляющие губернатора из-за не проработанности вопроса, обязательно озвучит кто-нибудь из министров или запредов правительства в ЖЖ, твиттере или СМИ. Сговорились утопить губернатора в негативе? Или такая тактика доказывать первому лицу региона свою незаменимость и нужность?
Особенно умиляет лесть в адрес губернатора с подачи его подчиненных, они так и преподносят: " У нас губернатор - работоголик!", что следует видимо понимать, что у губернатора скверно организован распорядок и график работы, и то, что он работает за себя и "того парня", что числится в заместителях или министрах.

Я, наученный горьким опытом, вообще скверно отношусь с работоголикам-руководителям, убедившись на собственном примере, что это не лучшим образом отражается на качестве принимаемых решений.  На принятие решений, не может уходить более двух часов в день, у руководителя высокого "полета", иначе брака в работе не миновать. Остальное время может уходить на совещания, выступление, поездки, осмотры и пр., но не на принятие решений. Именно поэтому в случаях ЧС и ЧП принято организовывать оперативные штабы для организации конвейера принятия качественных решений.

Однако, с прошлого года, обнаружилось внезапно наличие системного подхода в вопросах управления регионом, что меня очень заинтриговало. Пошел процесс оптимизации управленческих процессов (с чем и поздравляю регион).

Сначала проявились процессы разделения двух направлений - процессов генерации доходов в бюджет, и процессов оптимизации расходов. Доходная часть отделилась от расходной (тут мне припомнились и директ-кост и стандарст-кост, и был прадовался за регион, но дело пошло не шатко - не валко), жаль разумеется, что многим управленцам видимо даже неведомы способы учета известные второкурсникам приличных вузов, но  досадно отчасти. Зато более отчетливо проступили дефекты: сбои на этапе планирования, оперативного управления финансами, контроле и собираемости налогов и косвенных доходов. Стало очевидно, и налоги собираются далеко не все,и коррупция процветает, и с эффективностью не лады.

После провала ряда инициатив губернатора, кстати не настолько дурацких, как о них писали СМИ: (создание факультета компьютерных игр, дирижабли и т.п., бордюры и плитки), стало очевидным, что "свита делает короля", точнее "уделывает, как Бог черепаху", не желая менять свое комфортное безделье на инновации им модернизацию управленческих подходов и экономики региона. Нет, флажками они ещё способны вяло помахать, шарики в воздух выпустить, пару шаблонно-дежурных фраз ляпнуть в микрофон, а вот с творческим креативом... лучше даже не экспериментировать ни населению, ни губернатору.

А то, недавно, "порадовала" сорвавшаяся фраза о "креативном" праздновании: "выпустим голубей, а потом салют", ладно гринпис тут же не послал официальный запрос, по поводу расстрела голубей из пушки. Могут у нас чиновники и не такое ляпнуть, с перепугу, если заранее не подготовлен ответ на неожиданный вопрос губернатора.

В целом, сложилось впечатление, что у губернатора серьезные проблемы с кадрами и межведомственным взаимодействием.

Следующим разумным решением, было реструктурировать правительство по четырем блокам: социалка, реальный сектор экономики, финансы и экономика и контрольно-надзорный. После реорганизации, сразу стали заметны будущие "точки социальной напряженности", детство и демография, сиротство, ЖКХ, молодежная политика, безопасность населения и экология региона, фактически все эти темы остались не обеспечены полноценным надзором, и функционально урезаны. Именно здесь и "проскочит" оппозиция на выборах в ЗСО по осени, если точно сообразит о чем идет речь.

Слабым звеном является и этнонациональная и миграционная политики региона, что обусловлено неправильным разграничением полномочий между "открытым правительством" и министерством внутренней политики. Министр внутренней политики откровенно слаб и сам публичным политиком не явятся, что просто не допустимо на подобной должности. А проводимая национальная политика уже порождает сплошной негатив от погрома синагоги до появления в регионе откровенно террористических организаций, что явно гораздо хуже радикального экстремизма, от неправильной политики направленной на усиление межнациональной и межконфессиональной вражды ничего иного и ждать не приходится - это уже провал "открытого правительства" региона.

В завершение негативных оценок замечу, что отсутствие полноценного министерства по детству, семье, демографии и молодежной политики - ещё не раз даст себя знать. А отсутствие полноценного министерства по СМИ и телекоммуникациям будет неизбежно приводить к тому, что негативный настрой в регионе будет преобладающим в регионе среди населения, порождая вторичные проблемы: демография, миграционные процессы, экономические конфликты... которые при более внимательном рассмотрении, окажутся не вторичными, а вообще-то базовыми. Решения о то что "Департамент внешних связей будет включен в министерство стратегического развития и инноваций. Комитет по надзору в сфере образования включат в министерство образования региона.", отношу к негативным, внешними связями может заниматься вполне успешно и корпорация развития Ульяновской области по аутсорсингу, для этого штат чиновников даже и не нужен, а само министерство стратегического развития и инноваций - вообще пятое колесо в телеге региона, это функционально - минэкономики и экономического развития. Тем более, как я понимаю, инновационная тема, скорее найдет себя в ВУЗах и частном бизнесе, чем в среде чиновником, которые больше создают проблем чем решают их, и в ближайшее время, темы инноваций и созданной правительством структуры "нанобизнеса-нанокластера" обязательно станут темой для скандальных публикаций в СМИ.

Опубликованная "Улградом", новая "дорожная карта" (никак не пойму, зачем нужно называть "дорожной картой" - план мероприятий? Который уж никак к дорожной карте не отнесешь, что за словоблудие?), предусматривает создание минприроды региона, которое будет заниматься в полном объеме АПК, лесами, водами, почвами, недрами, как и рекомендовано было экспертами Давосского саммита  при рассмотрении вопросов об экономике рационального природопользования (бонитетной экономике), и как того требует премьер-министр России.

Это хороший пример программно-целевого метода (которого так не хватает в вопросах защиты детства и поддержки молодежи), и даже можно понять, чего добивается губернатор Сергей Морозов реализуя интегрированный системный подход к развитию территорий:

- освоение пилотных районов агро-промышленного развития;
- вовлечение в хозяйственный оборот крупных минерально-сырьевых, лесных, водных и топливно-энергетических ресурсов;
- изменение специализации зкономики регионов и отдельных их зон в ходе структурной перестройки;
- формирование “полюсов” (зон, технополисов, иннонополисов, наукоградов, крупных экономических объектов и т.д.) экономического роста, повышения качества жизни населения, имеющих принципиальное значение для создания эффективной структуры экономики региона (как отраслевой, так и территориальной);
- осуществление необходимой санации отдельных предприятий, продукция которых направляется на удовлетворение общегосударственных и региональных нужд;
- создание и развитие объектов зональной, межзональной и магистральной инфрастуктуры;
- осуществление регионального разреза государственной научно-технической политики: созданием и развитием объектов науки и научного обслуживания в муниципалитетах, обеспечивающих реализацию стратегических направлений исследований и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программ;
- реализация эффективной государственной социальной политики, имеющей наиболее выраженный территориальный характер, в первую очередь, в части смягчения районных диспропорций в уровне жизни, оказания помощи населению депрессивных территорий;
- реализация государственной экологической политики в части проблем общегосударственного, межрегионального и территориального значения, а также наиболее сложных и требующих привлечения значительных ресурсов экологических проблем регионального характера (катастроф природно-техногенного характера и т.д.).
- создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств - “точек роста”, объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона;
- создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе: 1) развития законодательной и нормативной базы, направленной на создание “режима наибольшего благоприятствования”, в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство; 2) создания благоприятного инвестиционного климата в регионе;
развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения;
- участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем.
"Одновременно объединиться должны минстрой и министерство ЖК и ТЭК области. Они превратятся в министерство ЖКК.", которое ещё предстоит и дальше реогранизовывать и реорганизовывать для:

- устранения проблемы ликвидации диспропорций в развитии производств и инфраструктуры, реализующих локальные воспроизводственные циклы (предприятия сырьевой базы и соответственно пищевой и других перерабатывающих отраслей, объекты местной производственной и социальной инфраструктуры и т.д.);
- решения вопросов содействия развитию малого предпринимательства;
- комплексного совершенствование местной законодательной и нормативной базы в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения в направлениях, приоритетных для данной территории, и создания благоприятных условий в интересах привлечения инвестиций для активного развития производственных и инфраструктурных объектов;
- участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения;
- разрешения проблем социальной ориентации - поддержка и развитие социально значимых объектов: больниц, школ, детских учреждений и т.д.;
- устранения проблемы содействия занятости населения, включая вопросы переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др.

И тут ещё предстоит осмыслить, как и когда часть функций перекинуть из одного ведомства в другое. А придется это делать, в части управления госимуществом, землей, занятостью, предпринимательством...

Поскольку объединение ТЭК и минстроя порождено, в первую очередь, социально-политическими проблемами, то рационально рассматривать в качестве потенциального руководителя на эту должность - министра соцразвития А.Васильева, будет принято такое решение или иное, покажет время, но подобный вариант не из самых плохих для региона.

Но, это так, к слову, я понимаю, что главная задача губернатора стратегия и ситуационное управление, остальное должно мало зависеть от факторов "влияния", включая кадровый дефицит, и тут в самое время взглянуть на проблемы региона взглядом специалиста по автоматизированному управлению, но никакой АСУ "Ульяновская область" нет и быть не может, хотя это и было бы самым эффективным средством надзора и оперативного контроля с противодействием коррупции, и именно поэтому никто таким подходам воплощения в жизнь не даст. Правда, полезно посмотреть на "сбои" в управлении именно с такой точки зрения, многое становится понятным, и деградация "Палаты справедливости", и сбои во взаимодействии с гражданским обществом, и неэффективность "открытого правительства" и прозрачности власти... отсутствие автоматизации процессов прохождения информации, учета принятых решений и темпов принятия решений, затейливые игры с отчетами и "контрольками губернатора", профанация профессиональной управленческой деятельности, подходы дилетантов от управления, склонных к имитации деятельности, а  не реальной прагматичной политике, направленной на достижение поставленных целей.

Видимо, в силу не профессионализма, я так и не нашел вчера на сайте правительства упоминания о "дорожной карте" реорганизации, что не только информационно скверно, но и "будоражит смышленное население", которое хочет знать что происходит в недрах правительства и соотносить свои решения и риски с этой динамикой. Удивила меня и реакция С.Опенышевой в твиттере, которая вместо того, что бы признать, что опять в её деятельности приключился очередной "полярный пушной зверек", начала по методике гестапо выяснять источник информации у журналистов "Улграда", в общем обсуждении дошло дело до намеков и угроз судебного разбирательства. Будут после такого жураналисты писать позитивные материалы про правительство даже при наличии подобных фактов? Что-то сомневаюсь.

А делать из реорганизации тайну, вообще лишено смысла, тем более намеченная реорганизация, в целом очень позитивная. Я даже порывался написать серьезный сверхпозитивный пост о наличи и очередной победе здравого смысла в правительстве региона, но после "информационной схватки" С.Опенышовой в твиттере с журналистами "Улграда" резко переменил намерения; со зравым смыслом, пока всё ситуация в правительстве оставляет желать много лучшего.

имхо: В целом, в решении губернатора плюсов явно больше чем минусов, так что слив министреств правительству области защитан за позитив, с отдельными негативными оттенками.

73 регион, вопросы управления, проблемы управления регионом, имхо

Previous post Next post
Up