“Городская среда”: манифест общего пространства

Feb 25, 2013 18:55

Оригинал взят у ombudskid в “Городская среда”: манифест общего пространства




УРОО “Городская среда” по итогам прошедшей сегодня коллегии министерства культуры области подготовила открытое письмо, в котором выразило несогласие проводимой культурной политикой региона. Мы публикуем письмо без сокращений.

“Идея написания этого материала возникла у нас после сегодняшней коллегии министерства культуры. Мы в очередной раз убедились в том, что региональная политика, в том числе и в сфере культуры, не имеет актуального вектора развития. Более того, не отвечает тем требованиям, которые декларативно заявляются как основные задачи развития региона.



Это:

- формирование адекватных условий для саморазвития и развития молодежи в пространстве региона;
- развитие гражданского общества и местного самоуправления;
- формирование ценностной модели креативного региона;
- актуализация идентичности региона как фактора консолидации гражданского общества и власти;
- развитие конкурентоспособности региона;
- привлечение и сохранение человеческого потенциала.

По нашему мнению, все эти задачи не имеют шанса быть реализованными адекватным образом с достижением обозначенных целевых показателей.

Причины этого:

- отсутствие синергетических горизонтальных связей между органами власти и местного самоуправления;
- отсутствие реальных механизмов эффективного взаимодействия с гражданским обществом;
- неспособность государственной культуры при существующем подходе выступать локомотивом развития области;
- отсутствие комплексного понимания актуальных требований, выдвигаемых обществом;
- непрозрачные, непроработанные и неэффективные механизмы финансирования процессов развития региона;
- отсутствие реальных индикаторов вовлеченности населения в культурную политику;
- инерция понимания культуры не как благоприятной среды развития,а как индустрии;
- отсутствие идеологии культурной политики,
- непонимание роли неофициальной массовой культуры в формировании положительного образа области;
- отсутствие механизмов обратной связи общества и местных властей в части формирования городской среды, адекватной трендам развития общественных институтов.

Современный мир изменчив и динамичен. В этих условиях конкурентное преимущество получают те регионы, где в наиболее полной мере воплощается в жизнь принцип реального общественного самоуправления при поддержки власти. Только с помощью такого механизма в современном глобальном мире становится возможным соответствовать выдвигаемым обществом требованиям. Таким образом, создается благоприятная среда обитания, которая начинает работать на регион, повышая его конкурентоспособность в современных условиях.

Мы понимаем, что этот тренд упускается. Помимо того, что регион теряет свой шанс создания весомых конкурентных преимуществ для привлечения внешних ресурсов, это создаёт и вполне конкретные угрозы.

Это:

- формирование параллельных власти структур, реализующих аналогичные задачи со значительно большей эффективностью, чем официальные институты, что обнуляет легитимность власти;
- отток населения из региона ввиду того, что люди не в состоянии реализовать в регионе свои требования и амбиции;
- снижение инвестиционной привлекательности региона;
- увеличение оппозиционных настроений в обществе;
- неэффективное расходование бюджетных средств через существующие механизмы;
- невозможность преодоления отсталости региона;
- нивелирование ценности проводимых в регионе общероссийских культурных событий и проектов.

Сегодня многие прогрессивные регионы России понимают, что только через гибкую систему горизонтальных и вертикальных связей, координируемых властью, можно добиться устойчивого развития. Подобный подход способствует повышению конкурентоспособности регионов. В настоящее время реализация соответствующих мер началась, например в Перми, Воронеже, Калуге, Белгороде и т.д. Ульяновск, несмотря на декларацию большого культурного потенциала, увы, в реальности остаётся вне этого тренда.

В основу современной комплексной региональной политики ставятся:

- развитие городской среды не только как совокупности элементов инфраструктуры, а как общего пространства;
- формирование адекватной региональной идентичности на основе синергии усилий культурных институтов, власти и общества;
- вывод культуры “на улицы”, понимание граждан не как потребителей культуры, а как непосредственных участников процессов формирования культурной среды;
- вовлечение неформатной культуры в общие культурные процессы;
- развитие институтов простой и быстрой обратной связи между властными институтами и гражданским обществом.

Мы видим, что подобная политика в Ульяновской области не проводится. Соответствующие времени проекты реализуются почти исключительно силами энтузиастов без адекватной поддержки и понимания со стороны власти. Немногие исключения в виде реализованных проектов на основе частно-государственного партнерства требуют от организаторов сверхусилий и не систематизированы.

Нет понимания и с точки зрения важности общего городского пространства, что в полной мере подтвердили истории с городскими парками и с “зеленым забором”. Общество уже созрело для того, что воспринимать город как своё общее пространство и влиять на него, но адекватной обратной связи со стороны власти получено не было.

Ввиду всего вышеизложенного мы требуем:

- определения развития городской среды как первоочередной задачи властной политики;
- создания прозрачных механизмов грантового финансирования культурных и молодежных проектов;
- понимание культуры не только как индустрии, но и как среды;
- налаживание реально эффективных механизмов обратной связи;
- создания условий для вовлечения низовых инициатив в культурную сферу региона;
- развития общего городского пространства как места для социальных взаимодействий;
- создания независимого экспертного сообщества по оценке культурных проектов;
- условий для создания и поддержки реальных культурных кластеров, формируемых низовыми активностями;
- вовлечения в формирование культурной и инфраструктурной политики региона”.

На 25.02.2013 в УРОО “Городская среда” входят:

- 57 физических лиц, включая и группы активистов;
- студия звкозаписи “Loftsound”;
- промо-группа “Orange Team”;
- художественный фонд “Арт Волга”;
- клуб велосипедистов “Simbike”;
- антикафе “Кошкина пижама”;
- региональное отделение общественной экологической организации “ЭКА”;
- информационное агентство “Ульяновск-город новостей”
- федерация сноубординга Ульяновска.

Источник: “Городская среда”: манифест общего пространства

перепост содействие, культура, ульяновск

Previous post Next post
Up