К сожалению, часто приходится слышать от родителей: "У меня непослушный ребенок.", "Он, чуть подрос, как с цепи сорвался...", "Он делает, что хочет...", эти жалобы, сетования, причитания, наводят меня на мысль о том, что есть целый пласт упущений в вопросах защиты прав ребенка, его свобод и его взаимоотношений с родителями.
По-сути, если ребенку, начиная с детского сада не объяснить концепцию
ассертивных прав, и не придавать им значения в школе, то вряд ли мы получим активного члена гражданского общества, да и на создание и развитие гражданского общества, при таком подходе будут являться "химерой".
Сейчас, в Ульяновской области, существуют два Уполномоченных, один по правам человека, другой по правам ребенка, внимательно отслеживая методы и формы их работы, вынужден с некоторыми вещами не соглашаться, и вот почему:
1. Разумеется можно и нужно защищать права и свободы человека, когда они нарушены, здесь нет вопросов. Вопрос, в другом, а что дальше? Я много время трачу на то, что бы научить человека самого защищать свои права, ну, не может человек постоянно ждать от кого-то помощи, ни Галина Анатольевна, ни Константин Александрович, ни сотрудники госюрбюро не могут помочь буквально всем.
Разумеется, есть адвокаты, и это их работа, но это для сложных случаев, когда факты нарушения прав не очевидны, или не бесспорны.
Да, и задача у уполномоченных несколько иная, в их компетенцию скорее входит создание эффективных механизмов защиты прав граждан, чем защита персонально каждого гражданина, и это прежде всего работа с нормативно-законодательной базой, а Уполномоченный по противодействию коррупции Александр Федорович Павлов, к этой же проблеме подходит с иной стороны, противодействуя злоупотреблению служебным положение должностных лиц. В целом, теоретически, Ульяновская область - один из немногих регионов в котором так активно и последовательно защищаются права человека. Здесь нужно отдать должное губернатору Ульяновской области Сергею Ивановичу Морозову, который сам бывший сотрудник милиции и адвокат, и понимает значимость данных вопросов.
Но, собственно говоря, я не дифирамбы собрался петь о том, как хорошо защищены граждане в Ульяновской области, поскольку это не так, иначе ко мне не поступали бы сотни жалоб на нарушение прав. Значит есть какой-то изъян в самой конструкции механизма защиты прав человека.
Анализ ситуации показывает, что права и свободы человека, нарушались и будут нарушаться, такова реальность, пока граждане не научат их защищать самостоятельно. Изучая проблему правового нигилизма граждан, их взглядов, убеждений, приходится признать, что они вообще имеют смутное представление о своих правах, и активно готовы нарушать права иных граждан. Ситуация просто абсурдная.
2. Пропаганда проводимая Уполномоченными по правам человека, в рамках правового просвещения населения, требует сбалансированности, нужно объяснять не только права, но и обязанности. Иначе, получим обратный эффект, когда защита прав человека, превратиться в их систематическое нарушение. Например, возникли такие явления как: потребительский терроризм, профессиональные потерпевшие, сутяжничество... безусловно негативные по своей сути.
Безусловно, я понимаю, что ситуацию не улучшить, не за год, не за два года...нужны десятилетия. Поэтому, основной груз решения проблем, получается как раз у Уполномоченного по правам ребенка, который находится, пожалуй, в самой сложной ситуации. Почему самой сложной? Ну, хотя бы потому, что он не может быть ориентирован на факт поступления заявления, ребенок должен сначала хотя бы научится писать, и понимать что-то про свои права, а уж потом он сможет делать заявления, но к этому моменту он как раз будет взрослым. Значит нужно работать иначе, а именно выявлять факты нарушений прав ребенка.
Не отрою секрета, если скажу, что органы опеки, комиссии по делам несовершеннолетних, органы соцзащиты - избыточно бюрократизированы, закопались в своих справка и отчетах, вытащить кого-то для того, что бы пройтись по участку, практически невозможно. УВД - тоже хорошо, работают по принципу: "пока гром не грянет...", кстати, у них есть теперь дружинники (в основном студенты, вот они и могли бы помочь Константину Александровичу, в вопросах выявления фактов нарушения прав ребенка), прокуратуры - тоже, делая достаточно много в вопросах защиты прав человека, и ребенка, работают не эффективно, вынося бесконечные предупреждения и оформляя привлечение к административной ответственности, ограничиваясь полумерами.
В целом, создается банальная ситуация, что все работают, а результаты эфемерны.
Полагаю, начинать правовое просвещение нужно не с юридических тонкостей, а с того, чтобы разъяснять воспитателям детских садов, педагогам школ, родителям и детям, десять ассертивных прав, а уж потом, все остальное. Разъяснить, что все проблемы общества имеют корни в детстве, когда родители манипулируют детьми в угоду своим удобствам и комфорту, пренебрегают их правами, мнением, когда воспитательная функция сводится к диктату воли родителя, и когда неокрепшее сознание и мышление ребенка сталкивается с нелогичными требованиями взрослых: "Закрой рот и ешь!", "Молчи, пока я с тобой разговариваю!" и пр., а потом они удивляются нелогичным поступкам детей. Весь правовой нигилизм, закладывается в ребенка его родителями, и если при этом ни детский сад, ни школа не в состоянии компенсировать установки навязанные родителями, то мы получим как раз то, что сейчас имеем: либо предельно пассивную молодежь, либо агрессивную - но, в любом случае не законопослушную. При этом, впитав в себя весь негатив воспитания, и став взрослее они репродуцируют себе подобных, сплошь и рядом нарушая права окружающих.
Пока, называя вещи своими именами, делаются первые шаги, в вопросах защиты прав человека, в вопросах защиты прав детей, и нужно, что бы они делались в верном направлении. Мне бы этого очень хотелось.
Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.
Вот эти права:
1. У меня есть право выражать свои чувства
2. У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
3. У меня есть право говорить "да" или "нет"
4. У меня есть право менять свое мнение
5. У меня есть право сказать "Я не понимаю"
6. У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
7. У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
8. У меня есть право просить о чем-то других
9. У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
10. У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
11. У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
12. У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
13. У меня есть право сказать "Мне все равно"
14. У меня есть право быть несчастным или счастливым