Оригинал взят у
maximus101 в
Двуглавый орел в исламском миреСделаю специальный тег, посвященный двуглавым орлам, а то информации накопилось уже
очень много. Я давно хотел проследить появление этого символа в Кордовском халифате и других мусульманских государствах, образовавшихся в Испании после его крушения. Так как известно, что испанские орлы несколько старше подобных изображений на Ближнем Востоке. После некоторого анализа испанских материалов, я пришел к выводу, что, как и византийские, мавританские двуглавые орлы имеют
турецкое происхождение.Наиболее часто этот символ появлялся в Испании на шелковых тканях, чье производство процветало в Магрибе. Поэтому основной разговор будет о них. Также я попытаюсь осветить проблему, связанную с так называемым "Буидским шелком" - группой загадочных артефактов, найденных в Персии, и очень слабо изученных.
Изображение двуглавых орлов на шелковой ткани из мавританской Испании.
Можно заметить, что все мавританские двуглавые орлы появляются примерно в одно и тоже время - в 11-12 вв. Несмотря на некоторый разброс дат, стоит сделать вывод, что нижняя дата появления этих символов никогда не опускается ниже 11 века. И именно в 11 в. в Иран и на Ближний Восток вторглись тюркские племена сельджуков, создав там огромное государство -
Великий Сельджукский султанант со столицей в иранском городе Рей.
Поэтому именно об артефактах из города Рей здесь и пойдет речь.
"Буидский шелк" - это сотни разрозненных фрагментов шелковой ткани, найденные в гробницах рядом с иранским городом Рей, сейчас это пригород Тегерана. В начале 11 в. Рей принадлежал иранской династии Буидов, от которых эти шелковые фрагменты получили свое название. Но уже в 1041 г. этот город стал столицей огромной сельджукской империи. Поэтому эти куски текстиля можно трактовать и как буидские, и как турецкие/сельджукские.
Но есть тут одна серьезная проблема - большую часть "буидского шелка" сейчас принято считать подделкой.
Например, вот этот фрагмент с двуглавым "непонятно кем", то ли орлом, то ли петухом, действительно, может вызывать определенные сомнения в своей подлинности.(Кликабельно)
Это прорисовка изображения на шелке, созданная в 20 веке, сама ткань, вернее несколько ее фрагментов, выглядят не так хорошо. Четкой информации по ней у меня нет. Общее мнение специалистов, работавших с буидским шелком, таково - только треть фрагментов этого текстиля можно признать подлинными.
Первые находки "буидского шелка" в Иране были сделаны примерно в 1924-25 гг., но самое главное - непонятно кем. Они все появились из рук различных торговцев древностями, и даты их обнаружения носят скорее легендарный характер.
Но в 1930 году некрополи возле Рея исследовались экспедицией Пенсильванского университета под руководством Эриха Шмидта. В ходе которой опять было найдено множество обрывков шелковых тканей, в большинстве случаев, это были саваны покойников. И вот эти фрагменты уже можно было правильно датировать.
На фото фрагмент шелковой ткани, обнаруженной экспедицией Эриха Шмидта. Можно заметить, что это еще один двуглавый орел, держащий в лапах человека.
Эта ткань считается сельджукской и датируется приблизительно 11 в. Взял я это фото на сайте Ираники:
http://www.iranicaonline.org/articles/abrisam-silk-index Там же можно почитать краткую историю вопроса.
На шелке здесь изображен известный сюжет - "вознесение на небо", когда огромная птица несет душу человека. Погребальная суть данного артефакта не вызывает сомнений.
Подобный сюжет часто встречался в сасанидском искусстве, например на данном блюде он почти идентичен - птица Симург несет богиню Анахиту
Общая стилистика изображения тоже очень близка к сасанидской. Но есть здесь и некоторые проблемы, если внимательно приглядеться, то можно заметить, что изображение несколько "браковано", у человека, несомого птицей, две левых руки, также видно, что двоится нимб вокруг его головы, и левое плечо орла выше правого, не говоря о том, что отсутствует часть головы, что справа. Все это можно объяснить тем, что здесь была осуществлена весьма неудачная попытка наложения и стыковки двух тканей. Поэтому правая часть изображения стала двоиться. В связи с этим, может возникнуть закономерный вопрос - а является ли данная птица двухголовой?
После длительной медитации на это фото, я пришел к выводу, что - да, является. Скорее всего вторая голова здесь не является случайной. Так как все выравнивание изображения прежде всего учитывает здесь положение именно правой головы орла. Для того чтоб головы располагались ровно относительно друг друга, и была предпринята попытка поднять левое плечо, если же его сделать вровень с правым, то и соответствующая голова ушла бы вниз, что сказалось бы на всей композиции. Поэтому здесь можно сделать вывод, что именно положение правой головы было приоритетной задачей мастера, осуществлявшего стыковку этих двух фрагментов, т.е. мастер хотел видеть, возможно первоначально одноглавого орла, двухголовым. Можно сделать и еще один вывод - возможно мы здесь наблюдаем сознательный процесс трансформации птицы из одноглавой в двуглавую, учитывая раннюю датировку, и место находки этой ткани, можно подумать, что это один из первых турецких двуглавых орлов вообще - мы буквально наблюдаем здесь его рождение...
Интересный рисунок птицы, несущей человека, из дворца Рожера II в Палермо, 12 века, выполненный арабскими мастерами. Здесь полностью повторяется сюжет "вознесения", и у птицы очень интересные "ушки")
Далее эти изображения на шелке начали распространятся по всему тогдашнему миру, прежде всего исламскому. Этому способствовала прежде всего активная торговля шелком, ведь его легко транспортировать.
Поэтому мы имеем символы двуглавого орла в 11-12 вв. исключительно только на текстиле, и только со второй половины 12 века эти изображения появляются уже и на стенах домов, дворцов.
В мавританской Испании двуглавые орлы появились раньше всего. Местные мастера наладили здесь выпуск собственных шелковых тканей с этим символом. Они известны по всей Европе, но большая их часть имеет именно мавританское происхождение.
Типичный образец мавританского орла с двумя головами. Можно заметить, что стилистически он почти идентичен изображениям на шелке из некрополя города Рея.
Источник Я бы отметил у самых ранних двуглавых орлов несколько важных, на мой взгляд, стилистических особенностей. Например, заметно, что шеи ранних изображений очень сильно сдвинуты друг к другу, очень часто орел имеет, фактически, только одну шею, что соответствует, заложенным в 11 веке персидским стандартам. В последствии, как мы знаем, шеи и головы этих персонажей стали располагать дальше друг от друга. Также существенным моментом является присутствие хохолков или ушей у птиц, которых, например, нет у более ранних римских или арабских орлов, сходных друг с другом. Нет никаких хохолков и у византийских подобных изображений, ромеи имели четкое свое представление о том, как должна выглядеть эта птица, византийский орел почти всегда копия старого, римского.
Еще пара изображений из мусульманской Испании, более подробно о них можно посмотреть у
skifos здесь. Два орла на шелковой ткани, признанные византийскими, 11 века. Хоть у них схожая стилистика, как и у всех остальных в это время - различия бросаются в глаза, мало того, что они имеют только одну голову, у них они еще явно древнеримские, как со штандартов легионеров - никаких фривольных хохолков нет.
Сейчас уже давно доказано, что большая часть византийского зоопарка - разные птички, сенмурвы, была заимствована на Востоке из Сасанидского Ирана. Можно предположить, что заимствования продолжались и дальше, уже из Халифата и Сельджукидских султанатов. Правда, вот с символом двуглавого орла произошла существенная заминка, как я писал выше, ромеи хорошо знали, как должен выглядеть орел - важный символ Римской империи, поэтому не спешили "заводить" у себя какого-то двухголового мутанта из Азии.
Подобные изображения отсутствовали в Византии вплоть до 13 в., в то время как орлы с двумя головами уже давно стали обыденностью в Европе, прежде всего
на Сицилии и в Испании, но византийские все были сплошь классическими - древнеримскими одноглавыми. И видимо только серьезные подвижки в 13 веке, когда ромеи утеряли свою столицу - Константинополь, он был захвачен латинянами в 1204 г., заставили их пересмотреть свой взгляд на этот восточный символ. Поэтому первые двуглавые орлы появились только в Никее, у Палеологов, активно сотрудничавших с турками. После возвращения Константинополя, византийцы начали внедрять этот турецкий символ власти по всем остаткам своей империи. Видимо, здесь сыграла свою роль популярность подобных орлов по всему Средиземноморью и популистские мотивы - императоры Византии подобным образом привлекали к себе многочисленных выходцев из Сельджукского султаната, который к тому времени уже практически перестал существовать как самостоятельное государство, попав под владычество монголов.
Интересно, что и в мавританской Испании происходили процессы сходные с византийскими, когда туда попал этот турецкий тотем. С той лишь разницей, что в Кордовском халифате все же не было такого преклонения перед римским орлом, хоть он и играл важную роль в государстве мавров, например, известно, что орел изображался на знамени Халифата, и был так же, как и в Римкой импери,
символом власти.Поэтому когда в Испанию попали шелковые ткани с турецкими орлами, там не стали долго думать и быстро усвоили этот символ. Уже с 11 в. стали известны ткани с двуглавыми орлами чисто мавританского производства, которые я упоминал выше.
Мраморная ванна, 10 века, украшенная орлами, из дворца в Кордове - Мадинат аль-Захра. Ныне находится в Марракеше в Марокко. Сбоку видны два орла - символы власти в Халифате.
Посты об истории происхождения символа двуглавого орла в Средние века:
Двуглавый орел и его происхождение Сельджукская керамика Каменная резьба Сельджукского султаната Опять про двуглавого орла