Оригинал взят у
khrapachevsky в
Китайский Нострадамус, или как была предсказана гибель династии ТанВ продолжение темы великого китайского смутьяна и самозванца Хуан Чао.
В свое время, когда я только начинал заниматься китайским языком, меня немало поразила идея иероглифических загадок, точнее первый мной прочитанный пример такой загадки. Он-то как раз и связан с сабж.
Дело в том, что тогда (почти 30 лет назад) я прочел ее в начале "Заново составленного пинхуа по истории Пяти династий" (新編五代史平話) - народного исторического романа XIII в. Там говорилось, что имелось пророчество астролога второго императора Тан Тай-цзуна (Ли Ши-минь) о появлении Хуан Чао, существовавшего в виде двух стихотворных строк, представлявших как раз иероглифическую загадку. Красота загадки меня тогда сильно поразила. Теперь же я знаю больше, чем тогда, о чем тут и напишу ниже.
В Китае издревле существовали представления, что в песенках, которые распевали дети (вариант - простой народ), могли содержаться пророчества. В этих песнях или стихах как правило содержались иероглифические загадки, как и в данном случае. Когда я впервые читал это пинхуа, то имя астролога - Юань Тянь-ган - мне тогда ничего не говорило. А между тем с ним связаны некоторые интереснейшие истории. Например, именно ему приписывается совет-предсказание, данное У Цзэ-тянь (первой и единственной женщины Китая, которая официально была провозглашена императором-хуанди), с помощью которого она якобы смогла удержать власть в империи. Что же касается предсказания о конце Тан, то оно сохранилось в составе свода гадательных книг "Туй бэй ту", одним из авторов которого считают как раз Юань Тянь-гана (袁天罡).
Вот изображение этого предсказания из него:
Текст к картинке гласит:
Желтая сова сидит на верху дерева, а внизу растянулись бесчисленные трупы и скелеты.
Стихотворное пророчество ниже гласит:
Самозванец поднимает мятеж в Китае - нет ни синего, ни белого, нет к тому же и черного.
Река и поле, десять на восемь - не будет пахарей, повсюду станет, что отец - на юге, а при этом сын - на севере.
Разгадка пророчества и иероглифической загадки такова: исключение всех цветов (кроме желтого) и "Желтая сова" указывают на фамилию Хуан (黃 - т.е. "желтый"), а "река и поле, десять и восемь" (川田十八) как раз и есть иероглифическая загадка: знаки "река", "поле", десять" и "восемь" - это все составные части иероглифа Чао (巢). Т.е. и получаем: наверху самозванец-император Хуан Чао, а внизу по всему Китаю ни пахаря, ни народа, а только трупы.
Неясно было ли это именно предсказанием Юань Тянь-гана, жившего за 200 лет до восстания Хуан Чао (собственно его начал не он, а Ван Сянь-чжи в 874 г., но Хуан Чао позднее его возглавил и именно он объявил себя императором). Скорее всего оно было приписано ему: как было уже выше сказано, пинхуа известно в редакции XIII в., его источники (обе танские династийные истории, обе истории Пяти династии) также не ранее X в., окончательная редакция "Туй бэй ту" - это вообще династия Юань. Но как бы там ни было, но это предсказание появилось очень рано, оно приобрело поистине всеобщую известность и его знал любой образованный китаец во все последовавшие столетия.