Оригинал взят у
cicerone2007 в
Брайтон. Королевский павильонПризнаюсь, я долгое время заблуждалась относительно назначения этого здания. Увидев его когда-то в книгах об искусстве XIX века, прочитав под картинкой: «Королевский павильон», решила, что это какой-то выставочный павильон. Для меня это экзотическое здание находилось в одном ряду с многочисленными павильонами мировых выставок. И только перед поездкой в Брайтон я с удивлением обнаружила, что на самом деле это - королевский дворец:
Любопытно, что о Королевском павильоне в книгах об архитектуре XIX века упоминают обычно вскользь и воспроизводят лишь фасад, обращенный в сторону моря. Это не случайно - дворец, построенный Джоном Нэшем для принца Уэльского, будущего короля Георга IV, трудно не заметить, но отнести к шедеврам архитектуры еще сложнее. Здесь все с перебором: слишком фантастическое смешение разных восточных мотивов, слишком явное желание поразить и удивить. Личный вкус принца, который обожал броскую роскошь, проявляется во всем.
Лишь чудесный сад смягчает вычурность этой постройки.
Здание в обрамлении деревьев смотрится более естественным и живым.
Сад, как всегда в Англии, прекрасен и продуман до деталей. Огромные красные и розовые маки, несколько пальм и других экзотических растений подготавливают гостей к тому, что их ждет в интерьерах дворца.
На месте восточной сказки когда-то была неоклассическая вилла. Джон Нэш, который до этого прославился в Лондоне созданием ансамбля Риджентс-парка и прокладкой Риджент-стрит, получив заказ принца, принялся в 1815 за сооружение экстравагантного дворца. В нем бесшабашно смешаны мотивы архитектуры Великих Моголов с китайскими темами.
Почти луковичные главы; трубы, напоминающие минареты; завершения боковых павильонов, смахивающие на пагоды…
При всем при том, Королевский павильон вырос из традиций неоготики XVIII века. Его легко поставить в один ряд с нашими дворцами: Царицынским или Петровским подъездным.
Родство с неоготикой особенно ощутимо в серии цветных гравюр, созданных в первой половине XIX века. Павильон в них кажется легким и ажурным.
Шатры, купола и башенки тянутся к небесам. Этот невесомый образ забавно контрастирует с образом его заказчика. Мы еще «полюбуемся» обликом принца-регента. Регентом принц Уэльский стал в 1810-м году, когда помрачение рассудка его отца Георга III стало очевидным.
Заглянем внутрь дворца. Жаль, что фотографировать там не разрешают. Придется воспользоваться несколькими случайно заблудившимися в сети фотографиями и старыми гравюрами. С другой стороны, в современных интерьерах дворца мало подлинного, это скорее - плоды многолетнего труда по воссозданию утраченного декора. Сохранились лишь отдельные предметы мебели или посуды. Сегодняшнего гостя Королевского павильона окружают по большей части аналоги, а не то, что было когда-то во дворце.
Из вестибюля посетители дворца попадали в длинную китайскую галерею:
Разрез хорошо показывает, насколько декоративность была важнее, чем функциональность. Луковичные главы никакого отношения к решению внутреннего пространства не имеют. А под шатрами «пагод» оказываются купольные завершения.
Так решается пространство Музыкального зала:
Драконы и змеи на стенах и на полу, люстры-цветы, витражи под куполом, зеркала и позолота. Плотный красный цвет рядом с голубым и зеленым. Вкус принца-регента предвосхитил стилистику эклектики и благополучно дожил в дорогих английских и американских отелях до наших дней.
http://www.craigiestockwellcarpets.com/default.aspx?sgid=4 Когда в Красном картинном зале поставлены стулья для конференции, сходство с отелем становится просто разительным:
http://austenonly.files.wordpress.com/2011/06/red-drawing-room.jpg Самая развесистая клюква, извините - пальма, ждет гостей в банкетном зале. Именно здесь, под люстрой с драконами и в окружении китайцев, изображенных на стенах, принц устраивал роскошные пиры.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/44/Brighton_Banqueting_Room_Nash_edited.jpg Рядом была огромная кухня, опоры которой были превращены в стволы пальм.
Вот как выглядел принц-регент в молодости. Биографы любят приводить слова, сказанные о нем его наставником епископом Ричардом Хердом: «Из мальчика может выйти самый элегантный джентльмен Европы или самый отъявленный негодяй; возможно и то и другое одновременно». Глядя на этот портрет понимаешь, что на свои туалеты принц не жалел ни времени, ни денег.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/George_IV%2C_when_Prince_of_Wales_-_Hoppner_1790-96.jpg Дальше - больше. Больше роскоши и больше разврата. Вот как этапы жизни принца предстают в карикатуре Джорджа Круикшэнка. Слева - «джентльмен», в центре - «неджентльмен», справа - «регент». Полковник гусарского полка - участник ночного кутежа - измученный подагрой, едва передвигающийся распутник в своем немыслимом дворце, под сенью дракона.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Prince_Regent.jpg В музее Брайтона, который занимает сейчас здания дворцовых конюшен и манежа неподалеку от Павильона, есть изображение принца-регента, появившееся в наши дни. Это - карнавальный костюм «Принц и дракон».
Посмотреть на английскую усадьбу эпохи Регентства:
http://cicerone2007.livejournal.com/16209.html