Недавно в Государственном музее народов Востока прошла выставка "Дракон и феникс", где на примере различных предметов культуры, обязательным элементов которых являлись изображения дракона и/или феникса, посетителям была предоставлена прекрасная возможность окунуться в мир образов и символов Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, стран Центральной Азии и Ближнего Востока. В экспозиции было представлено более 300 предметов искусства.
Образ дракона и феникса в культуре Вьетнама
Декоративная композиция. Вьетнам, XIX-XX в.
С драконом во Вьетнаме связано большое количество мифов и легенд. Предание о первопредке-драконе Лак Лонг куане является одним из самых известных. Влюбившись в Эу Ко, небесную фею-птицу Лак Лонг куан женился на ней. Вскоре фея произвела на свет странный ком, где лежало 100 яиц, из которых вылупилось 100 сыновей. Однако спустя некоторое время дракон и птица, принадлежавшие разным стихиям, решили расстаться, поделив детей. Дракон как повелитель воды спустился со своими 50 сыновьями к морю, а фея поднялась в горы. Их старший сын, согласно легенде, стал основателем первой вьетской династии Хунгов в VII в. до н.э. С тех пор вьеты гордо называют себя «внуками Неба, детьми Дракона», поддерживая свое необычное происхождение.
Декоративная композиция. Деталь
На протяжении столетий образы дракона и феникса трансформировались в зависимости от изменений в верованиях вьетов и иноземных влияний на вьетнамскую культуру. Ранние «портреты» дракона лонга относятся к периоду знаменитой позднебронзовой культуры Донгшон (VIII в. до н.э. - нач. н.э.). У древних вьетов уже в то время существовал культ птицы и водяного дракона, чьи многочисленные изображения стали важной составляющей орнаментики барабанов, оружия и других изделий из бронзы. В более позднее время на формирование внешнего облика дракона влияли и китайские прототипы, и индийские мифические существа.
"Дракон". Деталь ширмы
В результате лонг приобрел весьма необычную «внешность» - голову хамелеона, глаза кролика, уши буйвола, оленьи рога, длинную змеевидную шею, лапы тигра, чешую карпа, орлиные когти, усы и бороду, гриву или гребень. Лонг не имеет крыльев, но обладает способностью летать в облаках. Ему приписывают сверхъестественные свойства: он может быть невидимым, изменять свой облик по собственному желанию, превращаться в человека, жить под водой. Священный феникс (фыонг хоанг) также «позаимствовал» черты нескольких животных. При этом еще и каждая часть тела птицы имеет свою символику: голова ассоциируется с небом, глаза - с солнцем, спина - с луной, крылья - с ветром, ноги - с землей, хвост - с планетами. Считается, что при достижении птицей зрелого возраста ее оперение окрашивается в цвета пяти первоэлементов (металл - белый, дерево - зеленый или светло-голубой, вода - черный или темно-синий, огонь - красный, земля - желтый), играющих важную роль в космологических представлениях жителей Дальнего Востока.
"Феникс"
Феникс, изначально связанный с солярным культом, в качестве одного из пяти духов-покровителей сторон света ассоциировался с югом, а дракон - с востоком. В символике четырех времен года фыонг хоанг представлял лето, лонг - весну. Существовало поверье о том, что феникс нисходит на землю в стране только в годы мира и процветания или, как и единорог, служит предзнаменованием рождения добродетельных людей. А появлению на свет будущего государя часто предшествовало чудесное видение желтого дракона, который был также предвестником знаменательных событий. По легенде, когда в 1010 г. император Ли Тхай-то плыл по Красной реке, выбирая место для возведения новой столицы, именно желтый дракон, взлетев из воды перед лодкой государя, указал ему место, где и был основан Тханглонг (совр. Ханой) - «Город Взлетающего дракона».
"Феникс". Деталь ширмы
В XV в. в иконографии дракона происходят значительные изменения в связи с его новым статусом. Лонг, благодаря приписываемым ему исключительным качествам - доблести, благородству, мудрости, нравственному совершенству, - отныне ассоциируется с императором. Его многочисленные изображения становятся важной составляющей государственного культа, с этого времени за драконом «официально» закреплен статус символа высшей власти, среди четырех священных животных (дракон, феникс, единорог, черепаха) он занимает центральное место. А фыонг хоанг, став символом императрицы, олицетворяет женскую красоту и совершенство.
Столик "Дракон, играющий с жемчужиной". Вьетнам, Начало 1960-х гг.
На протяжении многих веков во вьетнамском искусстве сложилось несколько устойчивых вариантов изображений драконов и фениксов. Свернувшиеся в кольцо либо вытянутые фигуры лонгов, а также стоящие с раскрытыми крыльями фыонг хоанги украшают коньки и загнутые края крыш культовых и светских сооружений, лестницы, балконы и пр. Ручки предметов мебели, бронзовых и керамических курильниц и урн оформлены в виде изогнутых фигур драконов, а сквозная резьба на спинках кресел представляет их головы. Наиболее часто во вьетнамском изобразительном и декоративно-прикладном искусстве встречаются композиции: «дракон, прячущийся в облаках», «взмывающий дракон», «дракон, играющий с пламенеющей жемчужиной», «драконы, сражающиеся за обладание жемчужиной», «карп, превращающийся в дракона», «дракон среди летучих мышей», «летящий дракон, танцующий феникс». Изображения священных животных - распространенный мотив на повседневных предметах быта (мебели, ширмах), изделиях декоративно-прикладного искусства - кувшинчиках для вина, шкатулках, вазах, декоративных панно.
Ваза "Дракон". Вьетнам, Начало 1980-х гг.
Фыонг хоанг традиционно изображается с перевязанным ленточкой свитком или шкатулкой с книгами в клюве, выражая пожелание успехов в освоении науки и учености, либо со стилизованным иероглифом «долголетие». Кроме того популярны композиции с фениксом, стоящим на скале среди цветов пиона (символ мира и процветания, а также богатства) или хризантем.
Со средних веков композиции с драконами и фениксами включены в декор интерьеров диней - сельских общинных домов, посвященных духу-покровителю местности. Как центры социальной и духовной жизни общины дини были местом проведения религиозных церемоний и праздников. Главным их украшением служила деревянная резьба, характер которой был обусловлен ее назначением и местом расположения в здании, где рельефам отводились места на горизонтальных балках, покоящихся на основных опорах строения. Среди разнообразных рельефов, украшающих архитектурные конструкции, общинных домов, часто встречаются сюжетные композиции с изображением фей, сидящих верхом на фениксах, драконов, играющих с детенышами, гонки на «драконьих лодках» и пр.
Драконы и фениксы - также популярные персонажи народной картины. Возникший в конце XV в. лубок из деревни Донгхо (Северный Вьетнам) выполнен в технике цветной ксилографии с нескольких досок, окрашенных в разные цвета. В тематическом репертуаре лубков были популярны изображения ты линь - четырех священных животных, парные «портреты» божества Ба Нгует и Онг То - покровителей брака, связывающих молодоженов красной шелковой нитью, разнообразные шествия с фигурой дракона, фыонг хоанги среди цветов хризантемы как символ осени в наборе «четыре времени года» и т.д.
Click to view
В XXI в. фигуры дракона и феникса продолжают украшать интерьеры домов и активно используются в декоре предметов повседневного пользования. Они фигурируют на керамических и фарфоровых изделиях, их небольшие фигурки вырезают из камня, дерева и кости. Сюжетные композиции украшают вазы, крышки шкатулок, коробок для бетеля - особой тонизирующей жевательной смеси, распространенной в странах Юго-Восточной Азии.