«Я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке,
которые люди могли бы петь во время мессы»
Мартин Лютер
«Stille Nacht! Heilige Nacht!
Gottes Sohn! O! wie lacht
Lieb’ aus deinem göttlichen Mund,
Da uns schlägt die rettende Stund’.
Jesus! in deiner Geburt!»
Joseph Mohr
Эта песня переведена на 40 языков, ее любят во всем мусульманском мире.
Ютуб помнит, как ее исполняли Фрэнк Синатра и Элвис Пресли, Марая Керри и Эния, Бйонсе и наша подписчица Кристина Потупчик Агилера, Уитни Хьюстон и Эни Ленокс, Паваротти-Доминго-Карерас и множество менее известных персонажей.
«Christ the saviour is born».
И гирлянды висят, и снежинки летят.
И шампанское, конечно, искрится.
Тихая песня о тихом семейном празднике, когда весь мир (ну, за исключением тех, кто попадет в ад) становится одной семьей.
А для меня она о другом.
О великой лжи и отсутствии выбора, об искалеченных судьбах и бессмысленных жертвах, о войнах и казнях, об открытии и закрытии Америки - краткое содержание мировой истории от Рождества Христова и до скончания века. И, конечно, о Лютере.
Ну вот как в «Ликвидации» под песню «У черного моря» идет видеоряд хроники второй мировой, так и в моей голове под «Stille Nacht» мелькают костры и дыбы, чума, Франциск Ассизский, Гус, Савонарола, 95 тезисов, Мэйфлауэр…
Сравните. Поймете.
http://www.youtube.com/watch?v=uGvNU09tg6U http://www.youtube.com/watch?v=WxrBhZvvSIQ А впрочем, может быть это исключительно мой личный задвиг, не важно.
Важно то, что поют на немецком. Католики. В храме. На родном языке, а не на латыни. А значит, католическая церковь изменилась.
Благодаря Лютеру.
Итак, в 1483 году, когда герой нашей предыдущей заметки (дисклеймер: это писалось год назад) делал свои первые шаги на проповедническом поприще в монастыре Сан-Марко, в саксонской деревушке Айслебен родился мальчик Мартин. Злой гений, изменивший ход истории.
Это у таланта множество вариантов, у гения выбора нет. Прямая 24х7 связь с Космосом, откуда ему диктуют буквы, ноты и поступки, не допускает отсебятины, любой гений - просто марионетка Провидения.
Вот и бедняга Лютер просто делал то, что был должен.
Сперва делал.
Что сперва был должен.
Поэтому, получив традиционную для всей нашей серии степень магистра свободных искусств и выбирая себе нищенствующий монашеский орден, он выбрал именно августинцев, а не францисканцев (несмотря на то, что учился во францисканской школе). И не потому что Августинер ему нравился больше Францисканера, и не потому, что он преклонялся перед еще одним знаменитым августинцем, родителем генетики аббатом Менделем (тем более что Мендель родился лишь через 276 лет после смерти нашего сегодняшнего героя), а потому, что Космос уже тогда знал, что францисканцы не примут Реформацию, и окажись Мартин в их среде, ничего бы не случилось...
Хуйня, правда?
Это я год назад написал.
И не только это, а всю заметку.
Но у нас развлекательный журнал, и правильная версия будет совсем в другом ключе.
Скоро. :-)