Мой Шерлок

Jan 07, 2014 01:12

Мне было лет одиннадцать или двенадцать, когда я впервые прочла толстую книжку Артура Конан Дойля в синем дерматиновом переплёте под названием "Записки о Шерлоке Холмсе". Примерно в то же время вышел фильм с Ливановым в главной роли, который смотрели всей семьей, очарованные этим мягким с хрипотцой тембром голоса и перипетиями сюжета. "Как хорош!" - помню, восклицала бабушка, глядя на очередной эпизод в исполнении Ливанова, ей вторила мама и мысленно соглашалась я. "Пёстрая лента", "Знак четырех", "Этюд в багровых тонах", "Собака Баскервилей"... Доктор Ватсон, инспектор Лестрейд, миссис Хадсон и, конечно же, великий и ужасный профессор Мориарти. Кто не помнит эти названия? Кому не знакомы эти имена? Пожалуй, нет такого человека.

Шерлок Холмс давно превратился в международное достояние, оставаясь, тем не менее самым известным английским джентльменом с ярко отпечатавшимся клеймом Made in the UK. Вымышленный литературный персонаж превратился в реальную историческую личность, у которой в Лондоне есть дом-музей по аутентичному адресу Бейкер Стрит, 221В. В лондонских сувенирных лавках продукция с изображением легендарного сыщика занимает почетную третью позицию после Тауэрского моста и эмблемы метрополитена. Его классический профиль с трубкой рту знаком даже школьникам. Шерлок Холмс известен больше, чем Уинстон Черчиль с его сигарой или королева Елизавета с её собачками. Он - живее всех живых, потому что сумел выбраться из смертоносной пропасти Рейхенбахского водопада, несмотря на отчаянные попытки зловредного профессора и самого сэра Артура Конан Дойля умертвить его.


 

Шерлок Холмс - мой любимый литературный герой. С двенадцати лет и до сих пор я влюблена в него восторженным девическим чувством, состоящим из восхищения, удивления и почтительного преклонения. Это единственный мужчина, в присутствии которого я могла бы смиренно молчать. Так и хочется воскликнуть: «О! Если бы ты был настоящим…»(с) А ещё меня раздражает Ирэн Адлер, историю с которой бесконечно обсасывают почти все фильмы и сериалы о Холмсе. Она, скорее, достойный соперник из прошлого, чем романтическая привязанность. Этот короткий эпизод, несколько раз вскользь упомянутый Конан Дойлем, разбухает до невероятных размеров и развивается сценаристами в трагический дистанционный роман. Пусть лучше будет геем, честное слово.

Я могу смотреть любые экранизации про Шерлока Холмса: они все чем-то хороши. Не стала смотреть лишь сериал американского розлива, где доктора Ватсон играет Люси Лью, по причине того, что доктор Лью ходила с очень важным видом и постоянно подсказывала Холмсу, что делать. Холмс возможен любой  - наркоман, неврастеник, психопат, мизантроп, зануда, самовлюблённый нахал, драчун и забияка, кто угодно. Доктора Хауса я также причисляю к одной из вариаций на тему (его лучшего друга, врача-онколога, зовут Джеймс Уилсон, между прочим). Но он не может быть тупицей! И вот три года назад появился ещё один - Бенедикт Камбербэтч.

Первое впечатление оказалось спорным. Всплывающие надписи на экране, странное раскосое лицо главного героя, бесконечный слоу-мо… Тем не менее, первый сезон мне понравился, второй - показался слабым, но третьего я уже ждала с нетерпением. Образ надменного умника постепенно обрастает деталями, которые формулируются привычным языком. «Высокоактивный социопат» - характеризует себя герой Камбербэтча, и мозаика под названием «Шерлок Холмс», наконец-то складывается окончательно.



Вот он, герой нашего времени: Шелдон Купер и Грегори Хаус в одном лице, ядрёный коктейль из дедукции, прикладной энциклопедической эрудированности, технической оснащённости и синдрома Аспергера. Какая любовь? Какая Ирэн Адлер? Чушь собачья! Женитьба Джона Ватсона раздражает, потому что он должен быть рядом: как чай с печеньками по утрам, как когда-то - трубка у камина. Ватсон - тот, кому позволено протирать стекло, чтобы было удобнее наблюдать за людишками в аквариуме. Привязанность сводится к манипуляции, минутная сентиментальность воспринимается как слабость, слюни и сопли романтиков заменены иронией, а кулаки супергероев, борющихся с системой - пронзительным интеллектом одиночки, находящимся вне её. Мизантропия - общий синдром поколения, оказавшегося вдруг перед экранами мониторов.

Шерлок Холмс Камбербэтча - самый близкий и понятный из всех Шерлоков Холмсов. Сейчас для меня он - бесспорный номер один. Как в недавней песне «Сплина»: «Смотрим друг другу в глаза, и по коже мороз…» Потому что похожи, потому что настоящие. Создателям сериала отдельное фанатское спасибо за вторую серию третьего сезона, и в особенности - за речь Холмса на свадьбе. «Как хорош!» - воскликнули бы мы в одни голос с бабушкой, но подумали бы о разном. И да, я поняла, что хочу себе такое же пальто.

Шерлок Холмс

Previous post Next post
Up