В уезде Литханг округа Карцзе на востоке Тибета (кит. Литан Ганьцзы-тибетского автономного округа провинции Сычуань) вышел из тюрьмы после 10 лет заключения монах, осужденный за поддержку публичного протеста на фестивале конных скачек.
Адак Лопо (Adruk Lopoe), монах монастыря Литханг, вышел из тюрьмы "Мяньян" и вернулся домой 21 августа около 11 вечера. На фотографиях со встречи дома, опубликованных Voice of Tibet, мирские тибетцы и монахи приветствуют его церемониальными шарфами (хадаками). Однако подробности, касающиеся его физического здоровья, остаются неизвестными.
Напомним, что Адак Лопо
был задержан ночью 21 августа 2007 года в связи с массовыми демонстрациями после выступления его дяди на открытии фестиваля конных скачек. Как сообщалось на тибетских и пекинских сайтах, 1 августа 52-летний скотовод Рунгье Адак (Ронгьял Адрак) спокойно поднялся на сцену, взял микрофон и обратился к тысячам собравшихся тибетцев. “Слышали, что случилось с нами? Наши тела могут ходить, но мы не можем выразить то, что в наших сердцах. Его Святейшество Далай-лама - вот в ком истинно нуждаются шесть миллионов тибетцев", - сказал он.
Вечером более двухсот тибетцев собрались у отделения милиции в Литханге, требуя уважения к свободе религии. Демонстрации продолжались несколько дней, сообщалось о десятках задержанных. "Его акция стала причиной окружения правительственных офисов группой людей, не понимающих истинной ситуации, что серьезно нарушило общественный порядок", признавала русская служба Синьхуа. "Публичное выступление задержанного было направлено на раскол Родины, наносило вред национальному единству и нарушало общественный порядок", излагал малопонятные российскому читателю идеологические обвинения рупор компартии.
20 ноября 2007 года Рунгье Адак
был приговорен к 8 годам тюремного заключения и лишению политических прав на 4 года. В том же суде промежуточной ступени округа Карцзе за участие в демонстрациях в его поддержку были осуждены еще 6 тибетцев. Адак Лопо, его племянник, был приговорен к 10 годам по обвинениям в "контактах с враждебными зарубежными силами" и "утечке государственной тайны". Джамьянг Кункен (Jamyang Kunkhyen), певец и школьный учитель, получил 9 лет тюрьмы. Келсанг Гьяцо (Kelsang Gyatso), еще один племянник Рунгье Адака, был приговорен к 5 годам, Лотхок (Lothok) и Джамьянг Тензин (Jamyang Tenzin) получили по три года каждый. Лобсанг Пушцок (Lobsang Phuntsok) был приговорен к полутора годам.
По
сведениям Tibet Post International (TPI), Джамьянг Тензин по завершении срока вышел из тюрьмы, вскоре был арестован снова и приговорен к трем годам. Джамьянг Кункен в заключении перенес инсульт, но врачебной помощи ему не оказали.
Рунгье Адак
вышел на свободу 30 июля 2015 года, полностью отбыв 8-летний срок заключения. Адак Лопо получил самый большой срок, так как его так называемое "преступление"
состояло в распространении информации за пределы Тибета. Приговор
был обжалован в вышестоящем суде в Чэнду, но безрезультатно.