В Пекине снова проходит операция по отлову нескольких тысяч иногородних жалобщиков

Mar 05, 2017 00:55

По всему Пекину развернулась кампания против проявлений недовольства в период “двух сессий” ("lianghui"), когда члены политического консультативного совета (НПКСК) и собрания народных представителей (ВСНП) штампуют решения правящего политбюро.

Из года в год из разных регионов съезжаются и простые китайцы, полагающие, что в это время есть хоть какая-то надежда дождаться ответа на петиции и жалобы на произвол местных чиновников. Хотя в российских источниках их  нередко называют "петиционерами", от советских времен осталось более распространенное слово "жалобщики". Так, зачастую с пренебрежительным акцентом, обозначали граждан, которые не удовлетворяются отписками и пытаются добиться справедливости в условиях однопартийного режима..

1 марта перед подъездом государственного бюро по приему посетителей и писем, надеясь зарегистрировать свои заявления, собрались чуть ли не 10 тысяч человек. Многие были сразу же увезены бригадами, зарабатывающими на "перехвате" жалобщиков, которых отправляют в 'черные тюрьмы' или сразу по местам проживания.

В столице действует множество "перехватчиков", специализирующихся на содействии представительствам местных правительств, констатировал еще в апреле 2010 года профессор Юй Цзяньжун, выступивший с лекцией в Гонконге. В ноябре 2011-го управление общественной безопасности Пекина объявило о проведении шестимесячной кампании по борьбе с частными охранными фирмами, участвующими в нелегальных задержаниях и создании 'черных тюрем'. Однако система "отлова" жалобщиков слишком выгодна местным чиновникам, чтобы ее можно было ликвидировать.

Как сообщил Radio Free Asia (RFA) закаленный тяжким опытом петиционер У Лицзюань (伍立娟), 28 февраля около пяти утра из “деревни жалобщиков” в Пекине забрали гражданскую активистку Чэн Юйлань (程玉兰), которая представляет интересы 200 шанхайских домовладений по жалобам на изъятие земельных участков. Ее силой заставили вернуться в Шанхай.

Ранним утром 26 февраля в номер Хань Сухуа (Han Suhua), приехавшей с жалобой из провинции Хэнань вломились "перехватчики". На снимке RFA, перепечатанном интернет-газетой HKFP, ей угрожают двое мужчин в штатском. "Хань Сухуа сказала: если вы попытаетесь ограничить мою личную свободу, я прибегну к смертельному сопротивлению. Она закрылась в ванной и выпила бутыль химикатов", приводится рассказ другого петиционера. Ее увезли в больницу, и пока неясно, в каком состоянии.

Приехавший из провинции Шаньдун Цзян Гочэнь (Jiang Guochen) упорно отказывался идти с "пережватчиками", которые заявились в отель около полуночи, говоря, что им "удастся довезти домой только труп". Тогда они улеглись на диване, дожидаясь, пока он сдастся. "В 1.40 ночи я заметил, что они заснули, и сбежал, - рассказал RFA Цзян Гочэн. - Но у них осталась моя идентификационная карта".

2 марта около 9 утра напротив входа в бюро по приему посетителей и писем неизвестный молодой человек в лиловом пиджаке угрожал перерезать себе горло. Милиция стала оттеснять стоявших поблизости людей, требуя отойти на 50 метров. Видео, снятое на мобильный одним из очевидцев, переслала RFA Хэ Ячжэнь (He Yazhen), приехавшая с жалобой из северного городка Таншань. Похоже, у него не осталось других вариантов, отметила она.

На следующее утро толпа жалобщиков собралась на восточной стороне площади Тяньаньмэнь, надеясь привлечь внимание членов НПКСК перед открытием сессии в три часа дня. Но сама площадь была перекрыта милицией, а в толпе сновали сотни "перехватчиков".

Тех, кого задержали, вывезли в автобусах в старые гестхаусы или убежища, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях. В этих местах незаконного содержания под стражей отмечались серьезные преступления, в том числе изнасилование и убийство. Но и тем, кого сразу отправили домой, грозит заточение в психушке или в каком-нибудь заброшенном помещении.

Приехавшая в столицу из провинции Фуцзянь Лу Цзоюй (Lu Zuoyu) сумела сообщить RFA, что ее под конвоем везут в родной город. У бригады, нанятой местным правительством, нет разрешения на обыск или задержание, "но они проводят обыски и ворвались в номер, где я проживала". Потом ее посадили в автобус, где было еще человек 20, и вывезли в огромную 'черную тюрьму' в деревне Цзюцзинчжуан на южной окраине Пекина. По ее словам, в Цзюцзинчжуан вечером 2 марта прибыли сразу два или три автобуса с жалобщиками, которых просто заперли до утра.

Напомним, что в декабре 2012-го из "черной тюрьмы" в Цзюцзинчжуан сумели выбраться на свободу 300 жалобщиков. Но в этом "центре помощи в чрезвычайных ситуациях" десятки залов, так что там могут содержаться тысячи человек.

С целью помешать встречам несогласных в Пекине в период двух сессий, правительствам муниципального и уездного уровня приказано в период с 1 по 15 марта провести дни массовой подачи жалоб для местных жителей. Как говорится в директивах, утекших через WeChat, местные чиновники обязаны также "должным образом исполнять свои функции по возвращению жалобщиков из Пекина домой".

петиции, Пекин, Китай

Previous post Next post
Up