Приглашение в Ватикан на конференцию по проблемам трафикинга человеческих органов и трансплантационного туризма представителя Пекина, отвечающего за изъятие органов у заключенных, оказалось напрасным ожиданием чего-то большего, чем привычная риторика "промывания мозгов".
Бывший замминистра здравоохранения Хуан Цзефу (黃潔夫) снова рассуждал о трудностях реформирования системы трансплантации и заверял, что принудительные изъятия органов у заключенных под запретом. В интервью 6 февраля он
сказал, что реформа идет медленно и “с большим трудом” и необходимо “пройти еще долгий путь” до удовлетворения потребности в органах для пересадки. “С 1 января 2015 года единственным законным источником для трансплантации стали органы добровольных доноров, - заявил он журналистам в китайском посольстве в Италии. - Это все, что можно сказать”.
Действительно, что еще можно сказать, если данные об изъятии органов и смертных приговорах являются стратегическими секретами однопартийного режима.
При отсутствии какой-либо транспарентности "верификация объявленных реформ невозможна", подчеркивает исполнительный директор организации Doctors Against Forced Organ Harvesting (DAFOH) Торстен Трей (Torsten Trey). "Без ответственности нет никакой причины доверять заявлению правительства Китая, что принудительная заготовка органов заключенных прекратилась", -
добавляет он.
Канцлер понтификальной академии наук (PAS) признал, что не знает, продолжается ли эта практика, но надеется ускорить перемены. Китайский чиновник приглашен на "академическое мероприятие, а не дискуссия по спорным политическим утверждениям",
говорится в письме, которое епископ Марсело Санчес Сорондо (Marcelo Sánchez Sorondo) 10 января направил по email в ответ на возмущенное обращение Венди Роджерс (Wendy Rogers), председателя консультативного комитета международной коалиции по прекращению извлечения органов в Китае.
Среди жертв изъятия органов не только осужденные на казнь, но и люди из религиозных и этнических меньшинств: уйгуры, тибетцы, приверженцы духовной практики "Фалуньгун", члены незарегистрированных христианских общин.
На саммите в Ватикане 7 февраля Хуан Цзефу ограничился только двумя слайдами, один из которых изображал рост числа доноров органов в последние годы, а другой отражал усилия по пресечению деятельности черного рынка.
В 2005-м Хуан Цзефу публично признал, что Пекин забирает органы заключенных для трансплантации. В докладе, соавтором которого он стал шесть лет спустя, говорилось, что до 90 % операций по пересадке используют органы, изъятые у приговоренных к смерти.
В октябре 2007 года на ежегодной ассамблее всемирной медицинской ассоциации представители Китая
пообещали, что "органы заключенных не будут более использоваться для трансплантации, за исключением операций по пересадке ближайшим родственникам". Но это обещание было не более чем попыткой "промыть мозги" международному сообществу.
На 2014 год доноров, решивших отдать свои органы для трансплантации, в Китае насчитывалось всего лишь 0,6 % на 100 тысяч - это одно из самых низких соотношений в мире.
В июне канадский правозащитник Дэвид Мэйтас (David Matas) и бывший госсекретарь Канады по Азиатско-Тихоокеанскому региону Дэвид Килгур (David Kilgour)
выпустили в свет новый доклад об изъятии органов у заключенных в Китае. В соответствии с их расчетами, реальный объем составляет от 60 тысяч до 100 тысяч трансплантаций в год, что намного превосходят официальную статистику Пекина о 10 тысячах в год.
7 февраля научный журнал Liver International решил отречься от исследования 2016 года, поскольку его данные могли включать органы, изъятые у казненных в Китае. В отчете, опубликованном в интернете в октябре 2016 года, анализировались результаты 563 операций по пересадке печени, сделанных в медицинском центре Китая с апреля 2010-го по октябрь 2014-го, то есть еще до формального запрета на недобровольное изъятие органов.
Венди Роджерс, профессор по медицинской этике из университета Macquarie в Сиднее, Австралия, вместе с коллегами направила 30 января письмо протеста, призвав отказаться от публикации статьи в силу “отсутствия заслуживающих доверия доказательств, что органы получены этическим путем”. “Публикация данных [по пересадкам] от заключенных является этически неприемлемой, учитывая, что нет возможности удостовериться, что заключенные добровольно согласились стать донорами органов, или же участвовать в программе исследования”, -
приводятся ее слова на сайте Science.
Главный редактор журнала Марио Монделли (Mario Mondelli) из университета Павия в Италии отметил, что авторы не смогли предоставить документов, касающихся источника органов. На них будет наложено "пожизненное эмбарго" на публикацию статей в журнале.
Бывший глава Transplantation Society Фрэнсис Дельмонико (Francis Delmonico), которого папа Франциск I назначил в состав PAS,
отмечал на июньском заседании объединенного подкомитета конгресса США, что не имеет возможности проверить, прекратилась ли в Китае практика забора органов у заключенных.
Приглашение председателя национального комитета Китая по донорству и трансплантации органов в Ватикан отражает тот факт, что Пекин проявляет большее стремление следовать требованиям Всемирной организации здравоохранения (WHO) по донорству органов, заявил он в интервью пропагандистскому таблоиду Global Times.
Однако надежда на откровенность Хуан Цзефу вызывает по меньшей мере недоумение. Вряд ли стоит пренебрегать понятиями квдрового партийца, который должен с известным равнодушием относиться к тому, что происходит с приговоренными к смертной казни.