Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD)
располагает сведениями о 10 тибетцах, приговоренных к лишению свободы на срок от пяти до 14 лет по обвинениям, связанным с празднованием 80-летия Далай-ламы в уезде Нгаба исторической провинции Амдо (кит. уезд Аба, Аба-тибетско-цянский округ провинции Сычуань).
Вплоть до процесса в суде промежуточной ступени города Баркам (кит. Маэркан) они содержались в условиях incommunicado (без свиданий с семьей и адвокатами). Только перед оглашением вердикта родственники узнали, что они будут осуждены.
В соответствии с сообщением из Тибета, которое
распространил в Дхарамсале 6 декабря представитель монастыря Кирти Каньяк Церинг, имеются подробности о шести осужденных тибетцах, включая монахов и бывших монахов.
50-летний Дукда (Dukdra), уроженец деревни Сорума, приговорен к 14 годам тюрьмы за причастность к организации празднования 80-летия Далай-ламы в Нгаба. В конце ноября 2015 года его
забрали вечером из комнаты в монастыре Кирти. До этого за участие в протестах 2008 года в Нгаба он провел в заключении 1 год и 4 месяца.
48-летняя Бхонко Ки (Bhonkho Kyi) приговорена к семи годам за содействие в организации пикника в честь 80-летия Далай-ламы. Неясно, идет ли речь о том же событии, за которое осужден Дукда. Ее схватили 20 ноября 2015 года или около этой даты. В 2011-м и 2012-м ее задерживали по неизвестным причинам на несколько месяцев, но благодаря поддержке родных выпускали. Ее отец Ярпхел (Yarphel) живет в деревне Лхаде Гапма (Lhade Gabma) уезда Нгаба.
Еще один монах монастыря Кирти, 44-летний Лобсанг Кхедруп (Lobsang Khedup) осужден на 13 лет тюремного заключения за создание группы в популярной сети WeChat, где регистрировались местные тибетцы, желавшие провести церемонии долголетия Далай-ламы. Обвинение базируется на записи голосового сообщения. С момента задержания в декабре 2015-го вплоть до завершения суда он был лишен свиданий с семьей. Его отец Тхоели (Thoeli) проживает в деревне Чукле Гапма уезда Нгаба.
В мае 2011-го Лобсанг Кхедруп
был задержан, а в июле
приговорен к 3 годам заключения. Вследствие серьезного заболевания его
отправили домой до окончания срока (так часто делают, чтобы смерть в тюрьме не испортила отчетность). Родственники, которым пришлось потратить огромные средства на лечение, опасаются, что он не переживет столь длительного заключения.
29-летний монах монастыря Кирти Лобсанг Гепел (Lobsang Gephel) приговорен к 12 годам заключения. С момента
задержания, когда он возвращался в монастырь вечером 30 ноября 2015 года, и до окончания суда родственникам не давали свиданий в следственном изоляторе уезда Нгаба.
Он происходит из скотоводческой деревни №2 городка Меурума. После задержания в мае 2011 года он был приговорен к трем годам тюрьмы и вышел на свободу досрочно в конце 2013-го. Затем управлял складом медицинского колледжа монастыря Кирти.
35-летний Акья-кья (Akya-kya) приговорен к 5 годам тюрьмы за организаторскую деятельность. Будучи прежде монахом монастыря Кирти, он присоединился к группе WeChat, созданной бывшими политзаключенными в Нгаба для обмена информацией о подготовке празднования юбилея духовного лидера. В группе избрали формат пикника на природе в тибетском стиле. В 2011-м, когда
совершил самосожжение монах Лобсанг Пхунцок, Акья-кья был взят под стражу и приговорен к трем годам тюрьмы. Он из скотоводческой деревни №1 городка Меурума.
За подобную активность осужден на девять лет заключения монах монастыря Кирти по имени Лодо (Lodoe), 41 года. Он был задержан 18 ноября 2015-го и сидел в следственном изоляторе уезда Лунггу округа Нгаба (кит. уезд Вэнчуань). После ареста в октябре 2011 года Лодо
был приговорен в начале июля 2012-го к трем годам заключения. Как художник он глубоко интересуется классической и современной живописью. Он из деревни Шонгва (Shongwa) в городском поселении Адуу (Adhue), расположенном в верхней части горного уезда Нгаба.
По сведениям TCHRD, в том же суде промежуточной ступени вынесены еще четыре приговора. Бывший монах Цултрим из деревни Дова (Dowa), относящейся к городскому поселению Троцик (кит. Хэчжи), осужден на 6-летний срок. Еще два тибетца, Цендра и Цултрим, приговорены к 8 и 6 годам соответственно. Тибетка по имени Таре Ки (Tarey Kyi) получила 8 лет заключения. Иных подробностей о них пока нет.
Стоит отметить, что некоторые уже отбывали тюремные сроки по "идеологическим" обвинениям. Это ясно показывает, что репрессивная политика компартии не смогла окончательно подавить тибетские протесты. В то же время ситуация в сфере прав человека в Тибете продолжает ухудшаться.