Иностранным медиа запрещают публиковать в материковом интернете информацию для размышления

Feb 27, 2016 20:20

Новые положения министерства промышленности и информационных технологий (Miit), которые вводятся в действие с 10 марта, формально предполагают закрытие Китая как рынка для иностранных служб новостей, издателей, компаний игрового бизнеса, поставщиков информации, а также индустрии развлечений.

Выпущенные совместно с госуправлением по делам печати, издательств, радио, кино и телевидения (Sarft), эти положения устанавливают строгие ограничения на то, что может быть опубликовано в материковом интернете. Компаниям с участием иностранного капитала нельзя публиковать без позволения Sarft ничего, что имеет “информационную природу или предназначено для размышления”.

“Китайско-иностранные совместные предприятия, китайско-иностранные кооперативы, а также подразделения иностранного бизнеса не должны заниматься услугами публикаций в интернете”, гласит директива Miit. Любой издатель сетевого контента, включая “тексты, картинки, карты, игры, анимации, аудио и видео”, будет обязан разместить свое “необходимое техническое оборудование, соответствующие серверы и устройства хранения данных” внутри Китая.

Любые “подразделения сервиса сетевых публикаций” должны предварительно получить разрешение Sarft, если хотят сотрудничать в каком-либо проекте с иностранной компанией, совместным предприятием или частным лицом.

Как подчеркивается в статье сетевого журнала Quartz, иностранные медиакорпорации, включая Thomson Reuters, Dow Jones, Bloomberg, Financial Times, New York Times, инвестировали за последние годы сотни миллионов долларов в создание информационных структур, публикующих новости на китайском и для китайской аудитории. Теперь многие из этих источников заблокированы “великой китайской интернет-стеной” (GFW), а их руководители вынуждены вести закулисные переговоры, чтобы добиться разблокирования.

Sony PlayStation, Microsoft Xbox и прочие компании игрового бизнеса налаживают распространение своих продуктов внутри материкового Китая. Гиганты социальных сетей, в особенности Facebook, стараются войти на рынок, насчитывающий 630 млн пользователей.

Руководство по иностранным инвестициям в 2015 году на китайском языке запрещает также инвестиции в “сервис интернет-изданий”, но в англоязычной версии об этом не говорится. Поэтому иностранные компании, собирающиеся войти в материковый Китай, еще не вполне разобрались в ситуации. Между тем по новым правилам только компании со 100%-ным китайским капиталом смогут производить контент для размещения в интернете, и то лишь с предварительного одобрения материковых чиновников и при наличии лицензии.

В Пекине явно рассчитывают, что компании прибегнут к жесткой самоцензуре, чтобы не попасть под обвинение в размещении “подрывной” информации. В новых положениях это описывается весьма расплывчато: “угроза национальному единству, суверенитету и территориальной целостности”; “раскрытие гостайны, угроза национальной безопасности, нанесение ущерба национальной чести и интересам”; “разжигание межэтнической розни или дискриминации по этническому признаку, подрыв национального единства, воспрепятствование этническим обычаям и привычкам”; “распространение слухов, нарушение общественного порядка или подрыв социальной стабильности”; “оскорбление или клевета, ущемление законных прав других лиц”; “угроза общественной нравственности или национально-культурных традиций”.

Хотя эти правила выглядят драконовскими, пока неясно, до какой степени они могут повлиять на уход иностранных компаний из Китая, отмечает партнер шанхайской юридической фирмы Debund Law Offices Юй Юньтин (You Yunting), специализирующийся на проблемах интернета. За политику в сети отвечает “интернет-царь” Лу Вэй (Lu Wei), возглавляющий госканцелярию по интернет-информации (Siio), указывает он, тогда как эти правила выпущены Miit и Sarft. “Вебсайты даже не входят в их сферу управления”, - приводит слова юриста Quartz. К тому же Лу Вэй входит в контакты с иностранными интернет-гигантами, в частности, в сентябре он побывал на встрече руководителей высокотехнологичных компаний в Сиэтле.

Основная задача Sarft в отношении интернета заключается в регулировании аудио и видеоконтента, что включает администрирование лицензий “для публикации аудио-визуальных программ через информационные сети”, отмечает гонконгский адвокат Скотт Ливингстон (Scott Livingston), специализирующийся на китайском законодательстве в сфере технологий. Тогда как Miit является “главным регулятором интернета в стране и ведущим органом, отвечающим за лицензирование и регистрацию китайских сайтов”.

Материковым ведомствам будет непросто внедрить новые ограничения, подчеркивает директор журналистской программы в университете Гонконга Ин Чань (Ying Chan). “Применение правил печатной эпохи для управления интернетом не работает, - цитирует ее Quartz. - Как вы собираетесь лицензировать медиа в эпоху, когда каждый может стать писателем и издателем. С этими положениями правительство вступает в сражение с силами рынка и технологий”.

Как бы то ни было, эти нововведения в очередной раз показывают, что генсек компартии Си Цзиньпин (習近平) намеревается войти в историю как спаситель китайского интернета от иностранного влияния. Все страны обязаны "уважать интернет-суверенитет", заявил он в декабре, выступая на всемирной конференции по управлению интернетом в провинции Чжэцзян.

интернет, цензура, Китай

Previous post Next post
Up