Массовый протест в провинции Шаньси заставил чиновников остановить снос бронзовой статуи Хуа Гофэна

Feb 22, 2016 04:51

В китайской провинции Шаньси свыше тысячи человек собрались ночью 17 февраля на митинг возле кладбища, где похоронен бывший генсек компартии Хуа Гофэн, чтобы протестовать против сноса его статуи.

Поскольку новости о стихийном протесте распространились в соцсетях, сообщает Sina.cn, местным чиновникам пришлось отменить операцию по сносу.

27 января местные жители воздвигли бронзовую статую Хуа Гофэна, возглавлявшего компартию с 1976 по 1981 годы, на площади Героев в уезде Цзяочэн. Но уже через день после 95-летия со дня рождения бывшего генсека, отмечавшегося 16 февраля, стало ясно, что памятник готовятся свалить.

17 февраля, как только стемнело, “статую накрыли красной материей, а вокруг поставили леса, - это привлекло внимание и люди начали собираться на защиту памятника”, рассказал гонконгской газете местный житель по фамилии Пан (Pang). “Статую Мао в провинции Хэнань снесли, то же будет и [здесь]”, выразил он тревогу протестующих.

На снимках с места событий видно, что вокруг статуи собралось множество людей. Когда милиция попыталась разогнать толпу, произошли стычки. 18 февраля вокруг памятника по-прежнему оставались сотни людей, многие специально приехали из.других частей провинции. Чиновник местного отдела пропаганды заявил, что снос памятника пришлось прекратить.

В новостях Sina.cn говорится, что на стихийный митинг вышло до 10 тысяч человек. “Хуа [Гофэн] сделал  в страну огромный вклад, нет ничего плохого в том, чтобы соорудить ему памятник”, гласит призыв, распространяющийся среди жителей его родного уезда.

Хуа Гофэн остался в истории компартии благодаря той роли, которую он сыграл в борьбе с «бандой четырех» в 1976-м. “Без окончания «культурной революции» нельзя рассчитывать на начало реформ”, - цитировал его сайт внешней пропаганды на русском языке в декабре 2008-го, напоминая, что “он совершил стабильный переход от эпохи Мао Цзэдуна к эпохе Дэн Сяопина”. После ухода в отставку Хуа Гофэн не выступал на публике до самой смерти в августе 2008 года. Имя забытого генсека, дожившего до 87 лет, было вновь упомянуто лишь в связи с 30-й годовщиной “начала реализации политики реформ и открытости”.

В 2011-м, когда закончилось строительство могилы Хуа Гофэна с арками и прочими украшениями, даже возникли споры, нет ли здесь избыточной роскоши. Местное правительство оправдывалось тем, что проект, обошедшийся бюджету в 12 млн юаней, должен привлечь туристов.

С наступлением “реформ и открытости” городской округ Люйлян, в состав которого входит уезд Цзяочэн, пережил бурные времена, когда взятки и обогащение угольных баронов казались безмерными. Но с ослаблением роста и снижением внутреннего потребления местные жители с удовлетворением обращаются к мифам о былом лидере ‘народной республики’.

В сравнении с чиновниками, нажившими гигантские состояния на взятках и распиле бюджетных средств, Хуа Гофэн стал олицетворением руководителя, “не отрывавшегося от масс”. Как отмечает South China Morning Post, в уезде поговаривают, что снос его бронзовой статуи означает, что центральное правительство отходит от “идей и мышления Мао”.

В начале января в провинции Хэнань поспешно снесли 37-метровую статую Мао Цзэдуна, воздвигнутую среди полей в сельскохозяйственном уезде Тунсюй. По официальной версии, монумент стоимостью 3 млн юаней “не был зарегистрирован или одобрен” чиновниками местного правительства.

Однако таблоид Global Times, выходящий под эгидой рупора компартии, выступил в декабре с критикой поклонения таким памятникам. “Основатель ‘народной республики’, в течение всей своей жизни требовавший разрушать старые традиции и вести борьбу с мистикой и религией, нынче почитается наряду с другими народными божествами вроде яшмового императора и бога богатства“, говорилось в репортаже, посвященном проблеме "идолизации Мао".

Правящее политбюро опасается, что горючая смесь “революционной ностальгии и народной религии” может взорваться от малейшего сотрясения. И партийная пропаганда напрягает все силы, чтобы утвердить Си Цзиньпина (習近平) в качестве “коренного нацлидера”, который, явившись из какого-то мрака, якобы сам по себе занял самые высокие должности по линии партии, политики и армии. На этом фоне сооружение статуи Хуа Гофэна “оказалось несвоевременным”, заметил в интервью Financial Times пекинский историк Чжан Лифань (Zhang Lifan).

В политическом контексте “Хуа Гофэн был слабым руководителем и в настоящий момент не имеет большого влияния, так что чиновники думали, что легко справятся [с его статуей]”, считает он. Но “отпор со стороны народа отражает несогласие с нынешней ситуацией”.

пропаганда, Китай

Previous post Next post
Up