В материковом Китае, как называется часть страны, исторически оказавшаяся под управлением компартии, продолжается кампания ожесточенной борьбы против религиозных убеждений, набравшая особый размах с тех пор, как пост генсека и главы государства занял Си Цзиньпин.
В соответствии с новыми указаниями “по укреплению и углублению” работы с пожилыми партийцами, чиновникам всех уровней даже после выхода на пенсию запрещено практиковать какую-либо религию и посещать религиозные мероприятия. Как гласят директивы организационного отдела компартии, занимающегося вопросами назначений на руководящие должности, они также обязаны “вести неуклонную борьбу против еретических организаций”, под которыми обычно подразумеваются "Фалуньгун", "Цюаньнэншэнь"(全能神) и другие общины китайского происхождения, отвергающие господство компартии.
Эти указания, имеющие “огромное значение” для пожилых чиновников, опубликованы 4 февраля на сайте госсовета. Орготдел компартии подчеркивает, что эти директивы стали первым “актуальным документом”, обнародованным главными канцеляриями центрального правительства и госсовета после 1982 года, когда была учреждена система соцобеспечения для партийцев.
На фоне “быстрого экономического и общественного развития и стареющего населения” из года в год растет число чиновников, выходящих на пенсию, говорится в документе. В связи с этим наблюдается возникновение “множества новых вопросов и проблем”, требующих немедленного реагирования; необходимо “срочно разобраться в общей ситуации и тенденциях в среде пенсионеров”, отмечает рупор компартии Жэньминь жибао.
В нынешних обстоятельствах нельзя ослаблять работу по охвату пожилых партийцев, заявил член правящей “девятки” в составе политбюро Лю Юньшань.
Глава комиссии по этническим и религиозным делам в структуре консультативного органа власти Чжу Вэйцюнь,
постоянно заявлявший, что "партийцы должны быть вне всякой религии", отмечает “своевременность и необходимость” подобных указаний.
В настоящий момент “отставные партийцы в городах нередко практикуют религию”,
передает его комментарий пропагандистский таблоид Global Times. “Между тем в регионах, населенных этническими меньшинствами, включая Синьцзян-уйгурский автономный район и Тибет, чиновники на пенсии также склонны практиковать религию под влиянием местного окружения”.
"Их поведение вызывает разложение и ослабление партийной организованности, подрывает единство партии, и может даже привести к краху боеспособности партии", - продолжает он.
В соответствии с новыми директивами, жизнь без всякой религии является для чиновников на пенсии одним из “шести обязательств”, включающих также подчинение партийной дисциплине во время выступлений и поездок за границу, и обязательную уплату членских взносов.
"Эти ограничения распространяются на всех чиновников - вне зависимости от того, состоят ли они при должности или нет", подчеркивает профессор центральной партшколы Цай Чжицян (Cai Zhiqiang). "Эти директивы служат предостережением для партийных чиновников в отставке, посещающих различные мероприятия в период [новогоднего] праздника Весны, наподобие регулярных предпраздничных предупреждений или антикоррупционных [призывов] органов по контролю дисциплины", -
приводит его слова Global Times.
Отвечая на замечания в зарубежной прессе (в российской, кажется, ничего на эту тему не было), что в отношении членов компартии отвергается свобода вероисповедания, Чжу Вэйцюнь сослался на хорошо известный по советским временам "научный атеизм". По его словам, “партийцы избирают атеизм, основываясь на свободе вероисповедания, а в качестве граждан они могут обратиться к религии, если выйдут из партии”.
Пенсионеры, в особенности военные, представляют весьма специфический слой общества, способный повернуть настроения как за, так и против партийной верхушки режима, поскольку своей службой доказали лояльность компартии.
Генсек Си Цзиньпин инициировал широкую кампанию идеологической зачистки, заявив, что религиозная деятельность должна расцениваться как “импорт” иностранных ценностей и культурных практик. По его словам, подобные убеждения распространяются “враждебными зарубежными силами” с целью подрывного влияния на социалистическое общество.
Из этого следует, что партийцы, придерживающиеся религиозных убеждений, считаются “пятой колонной” внутри компартии. Политбюро рассматривает “подпольные и домашние церкви” как угрозу,
отмечает в интервью RFA гражданский активист из Пекина Чжа Цзяньго (Zha Jianguo): “Если они хотят контролировать эту угрозу вне партии, то им нужно также контролировать своих членов и чиновников”.
Эти директивы отражают “кризис веры” в руководство компартии, констатирует бывший госчиновник на пенсии, просивший не называть его имени. “Если бы этого не было, они просто позволили бы людям верить в то, во что они хотят верить, - приводит его мнение RFA. - В условиях кризиса им только и остается, что ссылаться на свой [атеизм]”.
Напомним, что в ноябре партбосс Тибетского автономного района Чэнь Цюаньго (陳全國)
потребовал добраться до членов партии, которые "утверждают, что не религиозны, но на самом деле являются таковыми", до тех, кто "следует клике 14-го Далай-ламы", кто посещает Индию, чтобы “выразить уважение” духовному лидеру или отправляет “детей и родственников в школы” под управлением центральной тибетской администрации.