По предварительным итогам первого тура выборов, состоявшегося 18 октября, действующий премьер-министр (сикьонг) Лобcанг Сенге далеко опережает трех других претендентов на этот пост.
Как
сообщила 22 октября местная избирательная комиссия (LEC) в Дхарамсале, Лобсанг Сенге набрал 2648 голосов, за ним идет спикер парламента Пенпа Церинг с 1816 голосами, писатель и активист движения Rangzen Лукар Джам (Lukar Jam) получил 271 голос, директор федерации тибетских кооперативов в Индии (FTCI) Таши Вангду (Tashi Wangdu) набрал 143 голоса.
Действующий премьер проиграл спикеру парламента на избирательном участке в Ghangchen Kyishong, главном офисе центральной тибетской администрации (ЦТА), где голосовало большинство ее сотрудников, но значительный разрыв между ними вряд ли существенно изменится после окончательного подведения глобальных итогов в декабре. Только в Индии голосование
проходило в 46 местах.
Циркуляр избирательной комиссии ЦТА,
опубликованный 19 октября, предусматривает, что в том случае, если разрыв между вторым и третьим кандидатами не превысит 20%, в финальном туре выборов, назначенном на 20 марта 2016 года, примут участие не два, а три кандидата на пост сикьонга. Однако предварительные результаты на
сайте Tibet Sun показывают, что Лукар Джам и Таши Вангду, получившие около 1700 и 1500 голосов, сильно отстают от второго места. На 26 октября Пенпа Церинг набрал свыше 8,5 тысяч голосов, Лобсанг Сенге с 24 тысячами неуклонно лидирует.
Для участия в голосовании зарегистрировались 87179 тибетцев из 13 стран, среди них около 45 тысяч выходцев из исторической провинции У-цанг, остальные из Кхам и Амдо. Большая часть избирателей
проживает в Индии, Непале и Бутане, 9800 в Соединенных Штатах, 5600 в Европе, в Австралии и остальной части Азии зарегистрировались около 950. "Воспользовавшись своими демократическими правами, тибетцы, живущие в изгнании, обеспечили высокую явку на выборах", говорится в пресс-релизе ЦТА.
Это вторые демократические выборы премьер-министра ЦТА и тибетского парламента в изгнании после того, как в марте 2011 года Далай-лама
предложил передать политические полномочия выборному руководству. Лобсанг Сенге из Гарвардской школы права
одержал тогда убедительную победу в борьбе за пост премьер-министра, получив поддержку 55% зарегистрированных избирателей.
Далай-лама "хочет, чтобы мы встали на ноги и сами принимали решения о будущем Тибета", отметила Церинг Цомо (Tsering Tsomo), возглавляющая Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD). Однако выборная демократия в тибетском сообществе еще только развивается, констатирует она: "У нас есть институт, но не культура".
Учитывая резко возросшее в последние годы дипломатическое и экономическое влияние Китая на международной арене, тибетцам необходимо преодолевать разобщенность и равнодушие к политике. Исполняющий обязанности премьера Лобсанг Сенге честно признает, что за минувшее время прогресс в отношениях с Пекином был невелик. "Что касается переговоров с Китаем, то пока сохраняется статус-кво", -
сказал он в интервью Associated Press, имея в виду прерванные в 2010 году контакты по обсуждению подхода ‘срединного пути’, предложенного Далай-ламой 25 лет тому назад.
Открытая предвыборная кампания позволила привлечь избирателей, выступающих за полное освобождение Тибета от правления китайской компартии. Кандидат Лукар Джам, бежавший из Тибета после того, как в 1997-м освободился из заключения за политический активизм, критически оценивает попытки добиться подлинной автономии в составе Китая. "Стало модным говорить о ‘срединном пути’, но это убивает порыв к действию", - подчеркивает он. По его мнению, нельзя полагаться на то, что Пекин будет уважать тибетскую автономию, поскольку там "регулярно вносятся изменения, затрагивающие права этнических меньшинств".
Спикер Пенпа Церинг даже отказался от публичных дебатов с ним, заявив, что не придает значения кандидату, “который открыто порочит Далай-ламу”. "Мы не нашли ничего неверного в ‘срединном пути’, но лишь в реакции китайской стороны на него", - сказал он.
"Я отделяю духовного [лидера] Далай-ламу от политического и критикую только его политические шаги", - пояснил Лукар Джам. "Полагаю, что всем тибетцам нравится идея свободы под названием Rangzen, однако некоторые побаиваются поддерживать эту идею или человека, отстаивающего ее", - сказал он, проголосовав на своем участке в Дхарамсале.
Из
репортажа Afp видно, что представители молодого поколения тибетцев пришли на выборы, чтобы выразить свои предпочтения. 85-летняя Цзомпа (Zompa), у которой уже выросли внуки, сказала, что отдаст свой голос за Лобсанга Сенге. Тогда как 23-летний студент Пхо Нья (Pho Nya) заметил, что молодежи ближе Лукар Джам как человек с опытом, "из тех, кто подвергался страданиям от рук китайской [охранки] и все-таки победил".
В результате нынешней кампании станет также известен 16-й состав тибетского парламента в изгнании,
включающего 45 членов. По 10 депутатов должны представлять каждую из трех традиционных провинций Тибета (U-Tsang, Do-toe и Do-mey), по два избираются от четырех основных школ тибетского буддизма и религии бон, по два от Северной и Южной Америки, по два от Европы и Азии, и один депутат от Австралии и Азии (за исключением Индии, Непала и Бутана).
В соответствии с правилами проведения выборов, в первом туре список кандидатов должен не менее чем в три раза превышать число мест, предназначенных для конкретного субъекта (включая двух женщин); тогда как в финальном туре избирательная комиссия обязана оставить по меньшей мере двух кандидатов на место.
Кто из них войдет в новый парламент и останется ли Лобсанг Сенге на посту премьер-министра на второй срок, определит большинство голосов избирателей.