25-летний тибетский поэт Тензин Калсанг (Tenzin Kalsang), уроженец деревни Самар в городке Чони (Choenyi) уезда Дриру в округе Нагчу (кит. уезд Бижу, округ Нацюй, Тибетский автономный район), приговорен в мае к 7 годам тюремного заключения.
Его взяли под стражу еще во второй половине 2014 года, но вплоть до последнего времени о нем не было никаких сведений. Лишь недавно стало известно, что он осужден.
После окончания учебы в школе Тензин Калсанг стал монахом и с 2005 года получал буддийское образование. В течение трех с лишним лет он был в монастыре Джхопу (Jhopu), а затем в известной буддийской академии "Пяти наук" в уезде Серта в округе Карцзе (кит. Ганьцзы-тибетский автономный округ провинции Сычуань).
Ему пришлось раньше времени прекратить курс в академии Ларунг Гар из-за того, что китайские чиновники приказали монахам, обучающимся в монастырях и институтах за пределами Тибетского автономного района, вернуться в родные места.
По возвращении в Самар Тензин Калсанг больше года преподавал тибетскую культуру и диалектику монахам в своем родном городе, а также учил юных тибетцев в окрестных деревнях тибетскому языку и грамматике.
Он изучал китайский язык в Лхасе, а в 2014-м более двух месяцев продолжал свое образование под руководством Калсанга Цултрима (Khangkar Tsultrim), пользующегося высокой репутацией тибетского ученого из Северо-западного университета этнических меньшинств в Ланьчжоу.
Тензин Калсанг собирался выпустить в издательстве этнической литературы провинции Ганьсу свою книгу под названием Tsolnyik (‘В поиске’), однако партийные чиновники не дали разрешения на печать. Пока трудно выяснить, связано обвинение с его книгой или с деятельностью, нацеленной на сохранению языка и культуры.
Также в мае были приговорены к 8 годам тюрьмы три предпринимателя из того же неспокойного уезда Дриру исторической провинции Кхам. По
сведениям Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD), Сонам Дхарванг (Sonam Dharwang), Лханам (Lhanam) и Церинг Лхадуп (Tsering Lhadup) были обвинены в "провоцировании конфликтов в общественных местах" и "противодействии правительству".
Все трое являются уроженцами деревни Кадо в городке Чони (или Лхенчу). В своих магазинах они предлагали местным тибетцам товары повседневной необходимости по доступным ценам, что не соответствовало интересам китайских торговцев, установивших заоблачные наценки.
Выгодные условия позволили китайцам, приехавшим из внутренних провинций, стать влиятельной силой во многих тибетских поселениях. За последние годы они открыли в поселке Лхенчу магазины, рестораны и прочие предприятия. Местных тибетцев их цены не устраивают, но подавать жалобы и заявления против китайских бизнесменов рискованно, так как можно попасть под обвинения в торможении экономического роста и нарушении "стабильности".
Осужденные тибетские предприниматели были арестованы в 2014-м как раз на основании "политической нестабильности" в уезде Дриру. TCHRD не располагает информацией о датах арестов.
В сентябре 2014-го китайские чиновники
объявили в уезде Дриру месячник “исправления и очищения”, приказав снести недавно возведенные религиозные строения и отправить домой слишком молодых монахов и монахинь. Дриру, где прошел ряд заметных протестов, с 2012 года остается одним из самых закрытых тибетских регионов.
Как
отмечается в другом сообщении TCHRD, китайские чиновники заблокировали выход в интернет в округе Голок (кит. Голо-тибетский автономный округ провинции Цинхай), 11 уездах округа Карцзе и в округе Нгаба (кит. Аба, провинция Сычуань). Из-за отсутствия связи в течение двух недель крайне трудно получать сведения о ситуации в этих регионах .