Пу Чжицян может быть осужден на 8 лет по обвинению в разжигании межэтнической розни

May 18, 2015 03:09


Известный китайский адвокат Пу Чжицян (浦志强) 15 мая обвинен пекинской прокуратурой по статьям о “разжигании межэтнической розни” и “провоцировании конфликтов, приведшем к нарушению порядка”, что грозит ему тюремным заключением на срок до 8 лет.

Таким образом, подтвердились наихудшие предположения, касающиеся нового обвинения после года содержания под стражей. Напомним, что у прокуратуры Пекина не оставалось иной возможности продлить срок ареста до суда.

Как гласит уведомление в официальном микроблоге отдела №2 прокуратуры Пекина, его преступление носит “серьезный” характер, так как он неоднократно публиковал на Sina Weibo заметки, “подстрекающие к межэтнической розни”. Пу Чжицян “открыто оскорблял других людей, нарушал общественный порядок и должен быть привлечен к уголовной ответственности”.

Пу Чжицян был задержан в Пекине после семинара на тему "6.4", незаметно прошедшего в частном доме 3 мая 2014 года. Ему предъявили подозрения "создании беспорядка и нелегальном получении частной информации китайских граждан". В июне он был формально арестован.

Как заявил 15 мая его адвокат Шан Баоцзюнь (尚寶軍), он удовлетворен тем, что прокуратура решила отбросить обвинения в “подстрекательстве к сепаратизму” и “нелегальном получении частной информации”. Но “его нельзя было привлечь по одному обвинению”, добавил он.

“Мы заявляли, что по всем четырем обвинениям нет ничего существенного, и прокуратура отчасти приняла наши аргументы во внимание”, - отметил адвокат Мо Шаопин (莫少平). Он полагает, что вердикт будет вынесен в течение трех месяцев. Время, проведенное под стражей, засчитывается в любой срок.

Его ожидает уголовный процесс за выражение мнений, то есть только за то, что он запостил 28 комментариев, указывает Шао Баоцзюнь, "и я не думаю, что с этим можно согласиться". Его оценки не выходят за параметры свободы слова и конституционных норм, подчеркнул он.

Как сообщал Шан Баоцзюнь ранее, для подготовки обвинения были использованы посты из 12 микроблогов между 2011-м и 2014-м. Пу Чжицян в основном писал полные сарказма комментарии о политике компартии в отношении этнических меньшинств и соседних стран.

“Это не я поставил коммунистов во главе страны, и они никогда не спрашивали моего мнения. С чего бы им понадобилась моя безоговорочная поддержка? Если бы предательство значило освобождение наших граждан от мучений путем передачи десятка-другого провинций и трех-пяти миллионов людей демократическим странам, тогда я бы жалел лишь о том, что из меня получился никудышный предатель”, гласит пост, включенный в обвинение под номером 25. Из поста под номером 26: “Если бы Китай был под правлением Японии, он был бы в 10 тысяч раз лучше, чем сейчас”.

Пу Чжицян высмеивал таких чиновников, как пожилая делегатка собрания народных представителей Шэнь Цзилань (申纪兰), гордившаяся тем, что за 55 лет никогда не голосовала “против”, и внук Мао Цзэдуна Мао Синьюй (毛新宇), получивший звание генерал-майора народно-освободительной армии.

“Помимо удачи и кровного наследства”, цитирует его пост South China Morning Post, Шэнь Цзилань и Мао Синьюй добрались до высоких постов, “претендуя на [статус] дураков и будучи настоящими дураками”.

Пу Чжицян едко критиковал ястребиную политику бывшего партбосса Синьцзян-Уйгурского автономного района Ван Лэцюаня (王樂泉) после того, как 1 марта 2014-го произошло “террористическое”нападение на железнодорожном вокзале в Куньмине. “Я могу поверить, что этот теракт был сотворен [сторонниками] независимости Синьцзяна, но это же следствие, не причина. Ван Лэцюань, ты же отлично знаешь это место, скажи мне: Почему? В кого они целились?”, писал он.

Он критически оценивал правление Пекина в Тибете, называя “безумными” правила, требующие, чтобы тибетские монастыри вывешивали портреты китайских генсеков. Так он говорил и о запретах отращивать бороду мужчинам и носить покрывала женщинам из числа мусульман.

Эксперт по Китаю в правозащитной организации Amnesty International Вильям Ни (William Nee) охарактеризовал обвинения, выдвинутые против Пу Чжицяна, как "акт политического преследования". Шансы на справедливый процесс в этом деле "близки к нулю”.

“Посредством этого преследования чиновники направляют предостережение всем адвокатам, берущимся за ‘щекотливые’ дела: “подчиняйтесь, или за вами придут". Такая травля тех, кто защищает права простых граждан, должна прекратиться”, - добавил он.

50-летний Пу Чжицян, которому грозит восемь лет тюрьмы, подвергался скверному обращению во время следствия. “Он страдает от повышенного давления, липидемии, а также сердечного недомогания”, писала в декабре его жена Мэн Цзюнь (孟群). “Его каждый день допрашивали по 10 часов в течение первых трех месяцев в центре временного содержания, он подвергался бесчеловечным пыткам, физическим и психическим”.

Среди тех, кого защищал Пу Чжицян, были знаменитый художник Ай Вэйвэй (艾未未), хранитель культуры и окружающей среды Тибета Карма Самдруп, приговоренный 24 июня 2010-го к 15 годам тюрьмы, Тан Хуи (唐慧), которую отправили в лагерь трудового перевоспитания за мирную акцию протеста по поводу мягкого приговора лицам, которые похитили ее 11-летнюю дочь, изнасиловали и принудили к занятию проституцией.

Вряд ли можно сомневаться в том, что он будет осужден системой, следующей идеологическим указаниям партийной верхушки. Материковые суды выносят 99,93 процента обвинительных приговоров.

суд, права человека, Китай

Previous post Next post
Up