По сообщению Синьхуа, 8 “террористов” застрелены в результате применения оружия милицией 30 декабря в округе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).
Как заявили в парткоме округа Кашгар, это произошло около 6.30 утра, когда группа из 9 уйгуров, у которых были ножи, совершила “нападение” на отделение милиции в уезде Шачэ (Яркенд). “Террористы” бросали взрывные устройства и поджигали машины милиции. Один из участников “нападения” захвачен раненым.
Русская служба Синьхуа
указывает, что инцидент объявлен “организованным и предумышленным актом насилия и терроризма”. Как утверждает управление общественной безопасности, Усман Барат и Абдугхени Абдукхадир, организаторы группировки из 9 уйгуров, начали в августе “просматривать террористические видеоматериалы, проповедовать идеи религиозного экстремизма”. “Группировка собирала средства, изготавливала взрывные и зажигательные устройства и испытывала их, планируя совершать акты насилия и террора”.
Причины “нападения” на управление общественной безопасности уезда Шачэ, расположенного примерно в 200 км от Кашгара, не уточняются.
В заметке отмечено, что милиция на месте происшествия “захватила 25 взрывных устройств, 9 самодельных тесаков и другие орудия”. Неясно, в чем состояли признаки нападения и почему было применено оружие. В конце заметки говорится только, что “общественный порядок на месте происшествия нормализован”, как будто 8 убитых жили в полной изоляции.
Представитель спикер Всемирного уйгурского конгресса (WUC) в Мюнхене Дильшат Рашит (Dilxat Raxit)
заявил South China Morning Post, что эти 9 уйгуров протестовали против серии произвольных арестов и никакого нападения на отделение милиции не было.
Двумя неделями ранее в округе Кашгар
произошел другой инцидент, когда служащие милиции также открыли огонь, застрелив 14 "вооруженных боевиков". “Бунтовщики использовали взрывчатки и нападали на сотрудников общественной безопасности, что в очередной раз показывало истинный облик бунтовщиков и террористов выступать против общества и человечества и оно достойно единодушного осуждения международного сообщества”, -
заявила 16 декабря в Пекине представитель министерства иностранных дел Хуа Чуньин (華春瑩).
Как сообщалось на сайте ts.cn, 15 декабря примерно в 23 часа местные милиционеры в городке Сайибга (Сайибаге) в уезде Шуфу (Конашэхер) преследовали подозреваемого по имени Хасан Исмаил (Hesen Isma'il). “Офицеры вошли в дом и обнаружили большое число людей, проводивших незаконное сборище. Когда милиционеры проводили допросы, некоторые люди стали возражать и устроили конфронтацию. Они внезапно напали на милицию с ножами. Двое офицеров, которых застали врасплох, погибли на месте”, -
рассказал пекинской Global Times анонимный чиновник СУАР.
Но в заметке русской службы Синьхуа, вышедшей днем ранее, содержались подробности, которые вряд ли можно было выяснить через сутки. Говорилось, что "члены террористической группы в составе 20 человек", которую Хасан Исмаил начал создавать в сентябре, “неоднократно проводили собрания, занимались пропагандой религиозного экстремизма, изготовляли взрывные устройства и огнестрельное оружие, а также проводили испытательные взрывы”.
Однако 17 декабря на совещании местного партактива сообщалось, что 16 уйгуров, включая 6 женщин, были застрелены в ходе рейда милиции на большой частный дом, в котором жили несколько поколений одной семьи. Источник уйгурской службы Radio Free Asia (RFA)
добавил, что после гибели родных там остался 21 ребенок, в том числе 55-дневный младенец.
В ходе совещания утверждалось, что на месте инцидента нашли “четырехствольное сружие” и восемь бомб. Чиновники заявляли о намерении "отомстить" за смерть двух офицеров милиции, требовали усилить меры безопасности и бдительность в отношении "бородатых мужчин и женщин, прикрывающих лица вуалью".
Впрочем, в беседе с RFA жители Сайибгa опровергли официальную версию обстоятельств инцидента. Как сказал один из них, стычка вспыхнула из-за того, что начальник милиции городка Мемет Сидик (Memet Sidiq) поднял вуаль одной из женщин во время рейда в жилом доме. По заявлению WUC, это была расправа с семьей, которая готовилась к предстоящей свадьбе.
Президент WUC Ребия Кадир (Rebiya Kadeer) отметила, что этот инцидент показал, насколько "произвольно открывают стрельбу силы безопасности".
Как считает Рафаэлло Пантуччи (Raffaello Pantucci), старший научный сотрудник в Royal United Services Institute for Defence and Security Studies в Лондоне, в 2013 году в подобных столкновениях в СУАР погибли не менее 130 человек.
"Четыре года спустя после беспорядков [2009-го] насилие, похоже, снова набирает размах, - отметил он. - По крайней мере с апреля мы все время наблюдаем картины насилия. Оно отличалось непрерывностью и постоянством". С точки зрения Рафаэлло Пантуччи, вложения в экономическое развитие лишь обострили межэтническую напряженность. "Из разговоров с уйгурами возникает впечатление, что большинство населения не получает никаких выгод от роста экономических инвестиций в регион", - поясняет он.
По сводкам пекинской пропаганды, в 2012-м в СУАР произошло более 190 “террористических” нападений, что представляет “значительный рост” по сравнению с 2011-м.
В 2012-м в материковом Китае по обвинению в "подрыве государственной безопасности" были арестованы около тысячи человек, что на 20 % больше, чем в 2011-м, сообщил правозащитный фонд Dui Hua, ссылаясь на официальную статистику. 75 % из подобных дел были отмечены в СУАР.
Управление общественной безопасности уезда Яркенд