Как китайская пропаганда отреагировала на “оппозиционную” реплику российского премьера

Nov 03, 2013 04:23

Российский премьер в ходе недавнего визита в Китай затронул крайне щекотливую тему, вызвав непосредственный комментарий в партийной прессе.

22 октября Дмитрий Медведев в течение часа отвечал на вопросы китайских пользователей интернета в агентстве Синьхуа. В частности, обещал всячески содействовать освоению Дальнего Востока китайскими компаниями, где, по его словам, уже действуют “крупные предприятия, которые занимаются теми же самыми вопросами энергетики, химии, развития месторождений, и достаточно небольшие предприятия, средние предприятия, которые занимаются сельскохозяйственным бизнесом, многими другими вопросами”. "Конечно, мы смотрим вперед, мы говорим о том, чтобы количество таких предприятий увеличивалось", - добавил он.

"Если же говорить о защите, то мы защищаем всех иностранных инвесторов. И, конечно, не является исключением защита китайских инвесторов, потому что для нас это партнеры, такие же, как и все остальные партнеры", - весьма туманно продолжил Дмитрий Медведев, пояснив без видимой иронии, что в случае необходимости все инвесторы могут защищаться в российском суде.

Естественно, последовал вопрос о российской коррупции, с которой уже успели столкнуться многие китайские предприниматели и потенциальные инвесторы.

Младший член тандема Мэй Пу похвалился, что некоторое время назад стал “инициатором принятия целого ряда законов, направленных на борьбу с коррупцией”, каких еще не было в “нашей истории”. В частности, пояснил он, был утвержден законопроект о публичном декларировании доходов госчиновников, а недавно в России принят подобный закон, касающийся расходов, "потому что, все-таки, должно быть какое-то соответствие между доходами и расходами государственных служащих. А когда здесь возникает большая диспропорция, это наводит на размышления - что это за доходы?".

"Я как и любой другой государственный руководитель, как лицо, которое обязано декларировать [свои доходы и расходы], это делаю уже несколько лет подряд, я делал это как президент, делал это как премьер-министр: ну всем понятно, значит, какой доход есть у [российского] президента или премьер-министра, какое имущество есть в собственности, чем я располагаю, чем располагает моя семья, мне кажется, это нормальная практика, как во всем мире. Ничего здесь особенного нет", - цитирует его русская служба Синьхуа.

Сказав, что не видит "ничего особенного" в публичном декларировании богатства высокопоставленных чиновников, Дмитрий Медведев поддержал требования китайских активистов, которые в российской политике называются “оппозиционными”. На гигантские финансовые состояния партийных бонз, возглавляющих страну, указывают взятки в миллионы долларов, фигурирующие в уголовных делах, попавших в пекинскую прессу. Но публичные заявления о том, что "представителям масс" должно быть известно, какими доходами распоряжаются члены правящего политбюро, подрывают идеологию китайской компартии.

Как отмечает гонконгская South China Morning Post, рассуждения российского премьера нашли отклик в материковых блогах. "Раскрытие сведений об имуществе чиновников - мировой тренд, который невозможно остановить", подчеркнул один пользователь на портале Ifeng.com. "Коррупции будет негде спрятаться, если государственные лидеры подадут пример, раскрыв данные о своем имуществе", заметил другой блогер.

В общем, партийной пропаганде пришлось немедленно дезавуировать “крамольную” реплику московского гостя, прямо пояснив, что российским чиновникам лучше помалкивать, если речь заходит об уровне коррупции. 23 октября в китайской версии таблоида Global Times, выходящего под эгидой редакции рупора компартии Жэньминь жибао, появился комментарий, подписанный псевдонимом Шань Жэньпин, под которым скрывается, скорее всего, главный редактор издания Ху Сицзинь (Hu Xijin).

"То, что российские чиновники раскрывают сведения о личном имуществе, еще не означает эффективного подавления коррупции", пишет автор Хуанцю шибао. Коррупция на уровне правительства России гораздо серьезнее, чем в Китае, и в списке восприятия коррупции за 2012 год, составленном авторитетной неправительственной организацией Transparency International, Китай стоит на 80-м месте в мире, а Россия на 133-м, констатирует он: "В соответствии с рейтингом чистоты Transparency International, Россия отстает от Китая на 50 пунктов, и это говорит само за себя".

В комментарии подчеркивается, что Пекин не видит возможности ни принять, ни подтвердить успех инициатив Дмитрия Медведева. “Вряд ли в наши дни в Китае найдется информация, которая расценивается как достаточно авторитетная, так что раскрытие состояния чиновников в интернете обречено разжечь бесконечные противоречия относительно их достоверности и точности”, говорится в нем. “Общество втянется в неконтролируемые идеологические споры и хаос”.

Далее комментарий, в данном случае ориентированный на материкового читателя, переходит к доказательству преимуществ однопартийного режима. “Смешно и жалко [было бы], если бы Китай и Россия сравнивались друг с другом по западным политическим стандартам”, заключает Хуанцю шибао. “Вместо этого следует продолжать внедрение схемы декларирования имущества внутри коммунистической партии. Это будет сокращать коррупцию, позволив при этом избежать разрушительного социального хаоса”.

Упомянутую здесь схему продвигает начальник центральной комиссии по проверке дисциплины Ван Цишань (Wang Qishan), отвечающий за внутрипартийное расследование подозрений в коррупции. Подразумевается, что чиновники районного масштаба будут отчитываться о своих доходах перед вышестоящими партийцами (так что правящее политбюро останется в неприкосновенности). Впрочем, заместитель начальника комиссии У Юйлян (Wu Yuliang) как-то заметил, что такая схема все равно не годится для массового декларирования сведений об имуществе - опять же в силу отсутствия доверия общества и прочной статистики.

Но как-то сложно представить, чтобы “главный единоросс” интересовался такими трудностями. В российской прессе он предстает как #Димон: то во главе первомайской демонстрации с заходом в пивбар, то со свечкой на религиозной церемонии, то с картонным смартфоном госкорпорации "Ростехнологии", то с айпадом мирового бренда. Только из этого не следует, что зрители доверяют его рассуждениям о "борьбе с коррупцией" в правительстве.

Дмитрий Медведев отвечает на вопросы китайских пользователей. 22 октября 2013

В Пекине арестован инициатор кампании за раскрытие сведений о богатстве партаппаратчиков
Законодательный и совещательный органы власти материкового Китая стали клубами миллиардеров

коррупция, Россия, Китай

Previous post Next post
Up