Партийный таблоид подвел итоги визита российского религиозного деятеля в Китай

May 26, 2013 16:58

“Патриарх Кирилл стал для китайских коммунистов своим парнем” - таким лозунгом на первой полосе отозвался на визит российского религиозного деятеля в материковый Китай таблоид Аргументы недели.

Размах политических амбиций, скрывавшихся за этой миссией, подкрепляется воображаемой статистикой. Если ему удастся обратить в свою религию менее одного процента из 800 млн атеистов материкового Китая, то “получится целая страна верующих, равная, к примеру, Болгарии”, подчеркивается в заметке, озаглавленной “Третий Рим хочет покорить Китай”.

Оставалось только представить, как ‘главный народнофронтовец’ в очередном сроке правления прилетает в соседнюю страну, а там его повсюду встречают толпы новообращенных “представителей масс” (партийным чиновникам все равно нельзя). Судя по официальным публикациям, в материковом Китае планировалось открыть не менее ста православных храмов, на “ремонт и восстановление” которых можно было бы списать миллиарды рублей.

Впрочем, Аргументы недели критически оценивает возможности пропагандистских усилий, нацеленных на экспорт традиционной духовности. Вряд ли стоит полагать, что “на международной арене патриарх выглядит лучше, чем внутри страны, где в последнее время его авторитет значительно упал”, отмечает еженедельник.

В моспатриархийных кабинетах, где многие сделали карьеру еще при советском политбюро, наверняка полагали, что попытка снова “лечь под компартию”, на этот раз под китайскую, не встретит особых возражений. Получилось же построить церковные здания, хоть и стоящие пустыми, в Кубе и Северной Корее. Но, как следует из сообщений пекинской прессы, миссия провалилась.

Председатель Си Цзиньпин принял российского религиозного деятеля, но лишь как друга своего друга, сославшись на “особый характер китайско-российских дружественных отношений”. Русская служба Синьхуа цитирует: в ходе недавнего госвизита “мы с президентом Путиным единодушно приняли решение об укреплении взаимной политической поддержки, расширении практического сотрудничества и содействии гуманитарным контактам”. В заключение встречи 10 мая Си Цзиньпин разъяснил основы религиозной деятельности при однопартийном режиме.

На последовавших затем переговорах начальник госуправления по делам религий Ван Цзоань еще раз повторил, что его ведомство курирует только пять направлений: буддистское, протестантское, католическое, исламское и даосистское. Внутри них созданы патриотические общественные объединения, отвечающие за проведение ритуалов в соответствии с законодательством. Храмы прочих религий, в том числе православной, проводят службы для иностранцев или открыты для туристических нужд.

По информации российского телеканала Вести, в Харбине 14 мая московскому патриарху пришлось служить “в полупустом храме”, так как местные милиционеры под предлогом безопасности не пропускали никого за ограждения. Глава патриархийной пресс-службы Александр Волков осторожно заявил, что у них просто нет опыта проведения подобных мероприятий, а в перспективе такие вопросы будут решаться “более положительно”.

Однако в репортаже, появившемся 15 мая на сайте Global Times (Хуанцю шибао в китайской версии) даются иные выводы относительно итогов визита. “С очень небольшим числом последователей, практически полным отсутствием священнослужителей и без официального признания положение православной церкви остается крайне сомнительным. Эксперты предсказывают, что импортированная из России религия исчезнет в Китае за 15 лет”, констатирует издание рупора компартии Жэньминь жибао.

В материковом Китае всего четыре православных церкви, в которых разрешено проводить религиозные мероприятия: Покровский собор в Харбине, две церкви в Синьцзян-Уйгурском автономном районе - в Урумчи и Или, и еще одна в городе Эргуна автономного района Внутренняя Монголия. “В многомиллионном Пекине около 400 православных, но по действующим правилам китайским гражданам запрещено посещать богослужения на территории посольства. Попытка оформить документы на сооружение церкви в городе зашла в тупик”, говорится в репортаже.

В одной из них, в городе Эргуна, может поместиться до 150 человек, но приходит около десятка, в основном престарелые. “По воскресеньям в 8.30 утра 39-летний сторож Сунь Мин (Sun Ming) читает отрывок из евангелия на русском, а потом ставит аудиозапись богослужения из России. Обе его бабушки были русскими, а родители православные, но он мало знал об этой религии, пока не навестил своих родственников в России в 1997-м. Там 25-летнего китайского гостя крестили в местной церкви. Сунь Мин пять лет отучился в российской православной семинарии, но не имеет рукоположения и не может вести службу”. Во всем материковом Китае только два клирика имеют такие полномочия - священник и дьякон из Шанхая, обоим далеко за 80.

В Эргуна, на северо-западе городского округа Хулун-Буир, живет до 2 тысяч этнических русских. Вплоть до начавшихся в 1969-м погромов культурной революции в Эргуна было 18 православных храмов и один молитвенный дом. Теперь религиозные праздники существуют лишь как повод для домашних посиделок с елкой или куличами. В 1992-м местное правительство и население собрали кое-какие деньги на постройку храмового здания. Но открылось оно только в 2009-м. В 2003-м Россия приобрела иконостас, но китайская таможня пять лет не позволяла ввезти его, так как это религиозное ответвление не зарегистрировано.

Московская патриархия заявляет, что в Китае сегодня насчитывается до 15 тысяч православных, но китайские эксперты уверены, что их тут пара тысяч - в основном в СУАР, Внутренней Монголии и провинции Хэйлунцзян, продолжает Global Times. Как выяснили в 2010-м ученые из Академии общественных наук Китая (CASS) Ши Хэнтань (Shi Hengtan) и Тан Сяофэн (Tang Xiaofeng), в Харбине сохранилась лишь горстка православных храмов, только один из которых используется для религиозных мероприятий. На воскресные службы в Покровский собор Харбина приходят 30-40 человек, в основном пенсионеры или русские туристы.

Сунь Мин, учившийся с 2001 года в Москве, отмечает, что “эта церковь неспособна привлечь молодежь не только в Китае, но и в России”. “Важнее поддерживать количество последователей - что толку в членах клира, если у нас нет последователей?”, - поясняет он.

религия, Китай

Previous post Next post
Up