Тибетская поэтесса Церинг Осер (Tsering Woeser) выступила в социальных сетях с протестом против коммерческой реконструкции старого города в ее родной Лхасе. Тысячи человек выразили ей поддержку, перепостив ее обращение и поделившись своими мыслями по поводу Тибета.
Большинство сторонников отметили, что посещали Тибет как туристы, тогда как остальные видели его только на картинках и в кино. Но лишь некоторые знают, насколько трудным стало для Церинг Осер и других переехавших тибетцев попасть в родные места в автономном районе.
Когда Церинг Осер, живущая в Пекине, отправилась в октябре навестить свою мать, ей пришлось добираться в Цзилинь, где у нее прописка (хукоу), чтобы получить разрешение на проезд от местной милиции. И она смогла продолжить поездку только после того, как милиция выдала документ, в котором говорится, что Осер не совершала ничего криминального, и форму со штампом местного отделения, подписанную представителем власти.
Впрочем, это было еще терпимо по сравнению с тем, что она увидела на родине. По словам Осер, она пришла в ужас от размаха и сути коммерческой реконструкции, проводящейся в тибетской столице.
“Обширный коммерческий девеломпент разрушает Лхасу”, - так озаглавила она свое обращение от 4 мая, которое успело получить широкое распространение в социальных сетях (weibo), пока 6 мая не была удалена цензурой. “Пожалуйста, спасите Лхасу”, умоляет она в
петиции, опубликованной также в ее блоге Invisible Tibet и переведенной в
блоге High Peaks Pure Earth.
Девелоперский проект, о котором идет речь, это торговый центр Barkhor Mall, строящийся в границах старого города. Как указано в объявлении девелопера, размещенном на заборе возле монастыря Джоканг, после завершения строительства торговый центр займет площадь в 150 тысяч кв м и будет иметь 1117 парковочных мест.
“Сколько грунтовых вод понадобится выкачать под парковку”, вопрошает Осер, напоминая о панике и недовольстве среди местных жителей, когда начали отсасывать воду для сооружения подземного гаража в колоссальном торговом центре с псевдорелигиозным названием “Spiritual Power Plaza”, который еще не открылся. “Люди испытывают опасения по поводу оседания почвы и провалов, а также другого ущерба старому городу”, пишет она.
Но Осер еще более встревожена тем, что многие считают стремлением правительства превратить Тибет в очередной “старый Лицзян". Этот исторический город в провинции Юньнань, который сегодня кишит экскурсиями, навсегда испорчен чрезвычайной коммерциализацией и после выселения былых жителей лишился того, что называют духом места.
В своем обращении тибетская поэтесса приводит комментарий туриста, появившийся на Sina Weibo: “Теперь я понимаю, что изначальной целью [реконструкции] в Лхасе было сооружение дорогого туристического монстра по типу Лицзяна. Весь недорогой сектор услуг, уличные лавочки и гестхаусы старого города должны исчезнуть, а взамен придут отели и магазины предметов искусства и сувениров с высокими ценами. Более того, все здания на старых улицах должны иметь единообразные фасады и единообразные вывески”.
В обнародованном правительством проекте говорится, что из исторического района Баркхор, где всегда было полно паломников и окрестных тибетцев, должны исчезнуть торговые точки и оставшиеся там жители. Их дома и магазины подвергнутся переделке, чтобы привлечь сюда крупный бизнес, включающий рестораны, бары и арт-галереи. По этому проекту старые торговцы должны переместиться в новый торговый центр, а жители будут переселены в пригороды. Каждому домовладению выделяется компенсация от 20 тысяч до 30 тысяч юаней.
“Лхаса существует не только для туристов, -
подчеркнула Осер в интервью гонконгской South China Morning Post. - Там живут реальные люди, это религиозное место. Невозможно взять и превратить его в деревню Саньлитунь”. Деревня Саньлитунь (Sanlitun) - дорогостоящая и многолюдная торговая зона в Пекине.
Хотя жители крайне обеспокоены тем, что девелоперы необратимо изменят архитектурный, культурный и религиозный облик Лхасы, они боятся мести чиновников и поэтому не рискуют высказываться открыто против планов реконструкции, отмечает Осер. Международная пресса уделила внимание случаям самосожжений тибетских монахов, продолжает она, тогда как не менее значимая катастрофа в Лхасе остается вне поля зрения общественности. Тибетская поэтесса решила выступить со своей просьбой о поддержке в социальных сетях, хотя знает, что чиновники могут отомстить и ей.
“Обращаюсь с просьбой к ЮНЕСКО и другим международным организациям, тибетским ученым и специалистам, ко всем вам: пожалуйста, остановите эту страшную модернизацию от совершения неизгладимых преступлений в отношении экологии, культуры и архитектуры старой Лхасы”, пишет она.
Церинг Осер приложила к своему обращению 20 фотографий, отражающих печальные изменения в облике старого района тибетской столицы. На одной из них видно, что перед монастырем Джоканг больше нет паломников из исторических провинций Кхам и Амдо, выполняющих простирания на всем пути от удаленных границ до Лхасы, нет палаток, где ежедневно возжигались тысячи ламп с маслом яка. Только снайперы на крышах тибетских домов и машины вооруженной милиции, да открытые при участии чиновников торговые предприятия, декорированные пошлыми кроваво-красными пластиковыми колоннами, символизирующими господство партийных нуворишей.
Площадка перед монастырем Джоканг "зачищена" от паломников