В материковом Китае и за пределами Тибета отмечаются самосожжения и другие крайние протесты

Mar 04, 2013 22:46

Во всем мире известно о тибетских огненных протестах, которые носят политический характер и сопровождаются призывами к свободе и возвращению Далай-ламы. Но в материковом Китае не столь уж редки самосожжения и другие самоубийственные протесты, вызванные повседневными конфликтами.

Как сообщила 1 марта Wenzhou Economic Daily, в провинции Чжэцзян мужчина поджег себя в помещении банка, узнав о сокращении суммы, которую он может потратить по своей кредитной карте. В изложении репортажа на сайте гонконгской South China Morning Post говорится, что он пришел в банк в городе Вэньчжоу, чтобы выяснить, почему урезан лимит по его кредитной карте. Сотрудники банка разъяснили, что банки автоматически сокращают уровень кредита, если клиент накапливает большие долги. По словам очевидцев, мужчина разозлился и перевернул стол, а затем выхватил из сумки бутылку с горючей жидкостью, облил себя и щелкнул зажигалкой. Находившиеся поблизости люди, в том числе сотрудники банка, быстро потушили пламя. Мужчина с ожогами был доставлен в больницу, где врачи признали его состояние стабильным.

В середине февраля рабочий-мигрант из провинции Цзянси, приехавший в родные места на новогодние праздники, поджег себя, когда увидел, что дом его предков снесен, а семья подверглась принудительному выселению. Ху Тэнпин (Hu Tengping) вернулся 29 января в деревню Чжоукан (Zhoukang), расположенную в городе Синьюй (Xinyu), чтобы провести новогодние праздники за семейным столом, но обнаружил, что дом сравняли с землей. Хотя на его счет в порядке компенсации перевели 100 тысяч юаней, он был слишком потрясен, чтобы перенести это спокойно. После акта самосожжения с ожогами 95% поверхности тела Ху Тэнпин был помещен в палату интенсивной терапии больницы города Синьюй.

Местная гражданская активистка Лю Сичжэнь (Liu Xizhen) сообщила RFA, что пыталась навестить его вместе с двумя коллегами, но охранники, нанятые чиновниками деревни, не пропустили их даже за ворота Xingang Center Hospital. Дальнейшая судьба пострадавшего, за которым ухаживали жена и близкие родственники, остается неизвестной.

23 января в провинции Шандун мужчина, протестовавший против принудительного выселения, поджег себя напротив здания правительства, где в это время проходило совещание консультативного органа власти.

Влиятельная правозащитная организация Amnesty International в период с 2009 по 2011 годы задокументировала 41 случай самосожжения в ходе протестов, связанных с недобровольными выселениями. Число таких случаев растет, поскольку почти половина сельских жителей столкнулась с принудительным изъятием земель, установила в 2011 году исследовательская группа Landesa Rural Development Institute.

Официальной статистики на этот счет не существует, но в декабре 2009 года China Daily опубликовала небольшой список случаев, когда люди прибегали к самосожжению, протестуя против сноса дома. 23 августа 2003 года житель Нанкина по имени Вэн Бяо (Weng Biao) поджег себя в отделе местного правительства после того, как его дом снесли в его отсутствие. От вспышки бензина получил тяжелые ожоги работник отдела.

3 апреля 2008 года в провинции Фуцзянь облился бензином и поджег себя житель Цюаньчжоу (Quanzhou), дом которого был предназначен к сносу. Его неоднократные попытки добиться справедливой компенсации не привели к успеху. По словам врачей, Хэ Тунцюань (He Tongquan) получил ожоги 97% тела.

13 февраля 2009 года в городе Чифэн автономного района Внутренняя Монголия подожгла себя женщина, выражавшая несогласие с условиями компенсации, которую ей предложили за магазин. Она получила серьезные ожоги.

26 февраля 2009 года в Циндао провинции Шаньдун совершил акт самосожжения владелец трехэтажного ресторана по имени Чжан Ся (Zhang Xia). Он приобрел участок земли под ресторан еще в конце 1990-х, но в июне 2007-го местные чиновники продали участок компании под строительство недвижимости. Девелопер, не желая продолжать переговоры о размере компенсации, снес здание без согласия владельца. Чжан Ся выжил, но ко времени публикации все еще находился в больнице с тяжелыми ожогами.

Это, конечно, далеко не все акты самосожжения, хотя бы попавшие в прессу. Но трудно даже представить число случаев, когда простые китайцы, не имея возможности добиться разрешения конфликта в суде, подрывают себя или совершают самоубийства иными методами. Один из инцидентов, о котором рассказали China Daily, Shanghai Daily и BBC, произошел в городе Вэйхай провинции Шаньдун в сентябре 2012 года, когда инвалид, подорвавший самодельное взрывное устройство в здании правительства поселка Тэнцзя (Tengjia), погиб, а еще шесть человек получили ранения.

В его последней записке, которую передал прессе блогер Dabaie, 49-летний Цюй Хуацян (Qu Huaqiang) обещал: "Скоро вы услышите сильный взрыв, и я хочу, чтобы вы знали, почему я прибег к такой мести". Он описал, как стал инвалидом в 1994-м году, когда во время строительства отеля в городе Жунчэн, также в провинции Шаньдун, рухнул кран. Кровоизлияние в мозг, переломы ребер, нарушения работы нервной системы и правого глаза - это неполный перечень травм, приковавших его к инвалидной коляске. Через год с ним развелась жена.

Цюй Хуацян писал, что компания "Tengjia Town Construction Engineering" не оплатила его счета за лечение в больнице и не помогла позже. "Привычная для этой компании практика привела к тому, что я упустил лучшее время для лечения травм", отметил он. В 1997 году его заставили заставили подписать соглашение на компенсацию и субсидии, намного меньшие, чем ему требовалось.

По меньшей мере дважды в месяц он отправлял чиновникам на уровне города, провинции и центрального правительства "прошения", как принято в материковой системе подачи петиций шанфан. Но ни на одну его жалобу не последовало положительного ответа или отказа. "Я пострадал от несправедливости, но не нашел, куда обратиться с этой печальной историей. Сегодня я стану мстителем", говорилось в конце письма.

Милиция подтвердила, что его жена развелась с ним, забрав ребенка, а старший брат не мог проводить с ним достаточно времени. В феврале 2008 года Цюй рассказал в своем блоге, как его заставили подписать "соглашение о компенсации", которую он начал получать только с 2004 года. В 2007-м он написал на местном форуме: “я понял, что добиться справедливости в этой стране можно только с помощью взрывчатки”. Около 8 утра 3 сентября 2012-го молодой односельчанин, психически больной, втолкнул его на инвалидной коляске в кабинет, где находились заместитель секретаря горкома партии и начальник милиции.

Это был уже третий самоубийственный протест в материковом Китае только за месяц, отмечала China Daily. 22 августа 62-летний крестьянин Чжу Чжоучжоу (Zhu Zhongzhou) покончил с собой, выпрыгнув из здания правительства поселка Ляньсы (Liansi) в провинции Хэнань. Так он выразил протест по поводу недостаточной компенсации за снос дома, но местные чиновники отделались тем, что после его самоубийства выдали ту же сумму его семье.

27 августа 44-летний Ляо (Liao) бросился вниз со здания, возведенного компанией по недвижимости в Чанша, центре провинции Хунань. Мужчина, скончавшийся на месте, также оспаривал сумму компенсации за снесенный дом.

5 сентября 2012 года в мегаполисе Шэньчжэнь из-за угрозы подрыва пришлось эвакуировать сотрудников компании Tencent, крупного провайдера услуг интернета, из офисного здания Han’s Laser Building в районе Nanshan. Мужчина пригрозил заложить бомбу, если не будет разрешен конфликт по поводу средств на его аккаунте. Подозреваемый, 24-летний Цин (Qing), уроженец Юнчжоу (Yongzhou) в провинции Хунань, был пойман на следующий день в Сучжоу провинции Цзянсу. Иных подробностей не было.

В мае в провинции Юньнань, как сообщила Shenzhen Daily, двое крестьян заплатили 26-летнему мужчине по имени Чжао Дэнъюн (Zhao Dengyong), чтобы тот отнес бомбу в канцелярию по делам переселения уезда Цяоцзя (Qiaojia). В результате взрыва погибли 4 человека, в том числе Чжао Дэнъюн и один чиновник, 16 получили ранения. В заметке Синьхуа подчеркивалось, что подрыв произошел вскоре после того, как местные чиновники заставили крестьян подписать "соглашения о компенсации" за снос домов.

Последние случаи, когда взрывчатка применялась при похожих обстоятельствах, упоминались ранее. Заметим, что такие самоубийственные протесты происходят чаще всего в период новогодних праздников, а также мартовских сессий консультативного и законодательного органов власти в Пекине.

самосожжение, взрыв

Previous post Next post
Up