95-е самосожжение и пропагандистская новость об арестах за подстрекательство к протестам

Dec 11, 2012 06:38

17-летняя Вангчен Кьи (Wangchen Kyi) скончалась в ходе огненного протеста, произошедшего около 20 часов 9 декабря в скотоводческом поселении Докармо района Цеког в Ребконге (кит. Хуаннань-тибетский автономный округ, провинция Цинхай). Охваченная пламенем, она выкрикивала пожелания "долгих лет Далай-ламе" и "многих тысячелетий тибетскому народу".

Около 3 тысяч монахов и простых тибетцев собрались на месте самосожжения, скандируя пожелания долголетия для Далай-ламы и повторяя соответствующие молитвы. Многие из них плакали. По сведениям VOA, прибывшие на двух грузoвиках солдаты вооруженной милиции рассеяли тибетцев и заставили разойтись по домам.

Тело Вангчен Кьи было кремировано около 12.15 ночи в присутствии членов ее семьи и многочисленной толпы жителей окрестных мест. В ее семье остались отец Сонам Церинг, мать Сермо, и еще двое детей.

За несколько дней до этого Вангчен Кьи говорила своим одноклассникам, что намеревается совершить самосожжение за дело Тибета. Она добавляла, что планирует огненный протест в скотоводческих поселениях, а не в центре города, так как “не хочет, чтобы ее тело забрали китайские чиновники”.

Ее самосожжение стало четвертым в районе Цеког: ранее здесь подожгли себя 24-летний Сангдак Церинг ( 17 ноября), 29-летний Тадин Дорджи ( 23 ноября), и юная монахиня Сенге Долма ( 25 ноября). Но на этот раз информацию подтвердило агентство Синьхуа, сообщившее, что в деревне Дагежи (Dageri) уезда Цеког совершила самосожжение 16-летняя ученица средней школы для этнических меньшинств. "Окружное правительство направило в деревню рабочие группы для расследования инцидента", говорится в краткой заметке, где уточняется, что ее тело тайно кремировали в 23 часа, а семье вернули только пепел.

Между тем Пекин, явно пытаясь предупредить нарастание требований международной общественности допустить в тибетские регионы журналистов, правозащитников и специальных представителей ООН, снова попытался переложить ответственность на “клику Далай-ламы”. Эта попытка, нацеленная прежде всего на внешнюю пропаганду, откровенно приурочена к Международному дню прав человека 10 декабря и глобальной акции солидарности с Тибетом.

9 декабря на ленте русской службы Синьхуа появилась устаревшая на четыре месяца новость о задержаниях по делу “о подстрекательстве, провоцировании и принуждении людей угрозами к совершению самосожжений, спланированных и инициированных группировкой Далай-ламы”. По заявлению органов безопасности провинции Сычуань, задержаны “два главных подозреваемых в причастности к организации серии самосожжений”, в том числе Ложан-коньчок (китайская версия тибетского имени). “Начиная с 2009 года, упомянутые подозреваемые, получив приказы группировки Далай-ламы, последовательно спровоцировали и вынудили угрозами 8 невинных человек совершить самосожжения. В результате трое из них погибли”, говорится в заметке Синьхуа.

По англоязычному тексту, Лоранг Кунчок (Lorang Konchok), 40-летний монах монастыря Кирти, якобы и побудил всех восьмерых поджечь себя. В соответствии с его признательными показаниями, после того, как в феврале 2009 года в монастыре Кирти совершил самосожжение монах по имени Табе, Лоранг Кунчок вступил в контакт с “ключевыми фигурами” в некоей “организации независимости Тибета, действующей при группировке Далай-ламы”.

По просьбе этих фигур, он подстрекал других к самосожжениям, говоря “местным монахам и последователям”, что самосожжение не противоречит доктринам буддизма и те, кто совершил это, станут ‘героями’”. Он обещал передать информацию “о ‘героических поступках’ в Индию, чтобы они и их семьи получили признание и честь”, и помогал ему в этом 31-летний племянник Лоранг Церинг. Они пересылали по мобильному телефону данные о самосожжениях все той же “организации независимости Тибета”.

Далее, какие-то люди “поддались уговорам совершить самосожжение, но благодаря вмешательству милиции и местных чиновников отказались от этой затеи”. А еще двое даже “бежали из города и вернулись домой только после того, как Лоранг Кунчок и его племянник были схвачены милицией”. Следствие, начавшееся после серии самосожжений в Нгаба в августе, сразу перешло к арестам: 13 августа был взят под стражу Лоранг Кунчок, 15-го - Лоранг Церинг.

Этот залежавшийся в ящиках отчет органов безопасности, завершающийся обязательством “усилить работу по борьбе с подобными преступными актами, так как подстрекательство невинных людей поджигать себя не соответствует закону”, на редкость подробно изложен в заметке Синьхуа от 9 декабря. Но для внешней пропаганды этого, по-видимому, показалось недостаточно, и на следующий день Синьхуа публикует редакционный комментарий, в котором осыпает Далай-ламу проклятьями и обвиняет в призывах совершать самоубийства путем самосожжений.

По логике пекинского агитатора, “подстрекательство к самосожжениям является единственным способом” достичь политической цели, заключающейся в “расколе” Тибета и Китая. А на встречах с западными правительствами этот “раскольник” предстает как “лауреат премии мира” и “духовный лидер”, сетует автор Синьхуа, имя которого международная общественность никогда и не вспомнит.

Заметим, что “раскол” в понятиях однопартийного режима означает что-то вроде еретической практики, подрывающей “единодушную сплоченность” населения вокруг партийных бонз. И можно только недоумевать, глядя, как Пекин пытается использовать в дискуссии с зарубежными странами те же идеологические формулы, которые ежедневно навязывает в системе "политического перевоспитания" тибетскому народу. По крайней мере, в России с “единодушной сплоченностью” вокруг партийной верхушки лучше не заигрывать.

Тибет, самосожжение, пропаганда, компартия, тибетцы

Previous post Next post
Up