Вэнь Цзябао: вопрос об огромном состоянии семьи может послужить идее “открытости”

Nov 06, 2012 11:00

Стремясь замять дискуссию хотя бы на время проведения XVIII партсъезда, неизвестные источники из Пекина сообщили South China Morning Post, что началась формальная проверка сведений, касающихся огромного богатства семьи премьера Вэнь Цзябао (溫家寶). Как говорится в репортаже влиятельной гонконгской газеты, премьер обратился с соответствующим письмом в постоянный комитет правящего политбюро.

26 октября New York Times поместила статью, в которой сообщалось, что за период пребывания Вэнь Цзябао на посту премьера его семья приобрела активы на гигантскую сумму в 2,7 млрд долларов. Ссылаясь на корпоративные отчеты, газета указывает, что в 2007 году семья премьера владела в Ping An, одной из крупнейших страховых компаний материкового Китая, пакетом на 2,2 млрд долларов. И, что особенно примечательно, за его 90-летней матерью числились акции на 120 млн долларов.

Источники гонконгской газеты напомнили также о существовании пожилых консерваторов в компартии, которым не нравится несколько либеральная позиция премьера. Мол, это они настояли на том, чтобы Вэнь Цзябао “предоставил детальные объяснения по всем крупным подозрениям”, высказанным в статье New York Times, в частности, касательно доли в Ping An.

Предпринимательница Дуань Вэйхун (Duan Weihong), чья компания Taihong занимается вложениями семьи Вэнь Цзябао, заявила американской газете, что использовала имена родственников премьера для регистрации акций Ping An в собственность.

В свою очередь, пресловутые консерваторы заметили, что в процессе регистрации требуется давать официальные номера идентификационных карт и подписи, а значит, встает вопрос, как Дуань Вэйхун могла их получить, чтобы семья премьера осталась в неведении.

Подозрения насчет того, что супруга Вэнь Цзябао и его сын замешаны в коррупции, высказываются уже довольно давно. Но 27 октября они впервые выступили с ответным заявлением, пригрозив, что New York Times столкнется с юридическими проблемами. “Так называемые ‘спрятанные состояния’ членов семьи Вэнь Цзябао, упомянутые в статье New York Times, не существуют”, говорится в письме, подписанном двумя адвокатами. Но остается неясным, намерена ли семья опубликовать новые сведения, опровергающие подозрения по поводу "спрятанного богатства", или обратиться в суд с иском против газеты.

Пока же Вэнь Цзябао, который в марте покинет пост премьера, получил неожиданную поддержку от американских сайтов Boxun, Mingjing и Duowei, пользующихся популярностью среди китайцев, живущих за рубежом. Эти информационные сайты, обычно критикующие однопартийный режим, опубликовали серию статей, в которых говорится, что Вэнь Цзябао воспользовался возможностью, чтобы пробить принятие законопроекта, который вытащит "на свет солнца" состояния партийной верхушки.

Законопроект, застрявший в темных коридорах партаппарата, предусматривает обнародование деклараций о семейном имуществе высшего руководства компартии. И поэтому Вэнь Цзябао заявил, что с удовольствием обнародует сведения об имуществе своей семьи.

Идею с продвижением закона "о свете солнца" поддерживают и некоторые аналитики внутри страны. "Это станет прорывным шагом на пути к большей открытости и прозрачности правительства", - сказал гонконгской газете профессор Чжу Лицзя (Zhu Lijia) из Китайской академии управления.

Для самого Вэнь Цзябао пропаганда “открытости” является весьма актуальной в условиях, когда срочно требуется сбросить давление, накопившееся в материковом обществе. По данным опросов и наблюдениям независимых экспертов, рядовые китайцы возмущены огромным разрывом в благосостоянии, тогда как богатые в подавляющем большинстве стремятся уехать за границу, оставив партийную верхушку переживать распад идеологии “построения среднезажиточного общества”.

С целью остановить бегство капиталов, в богатых провинциях развернута кампания против “голых” чиновников, которые переводят огромные состояния на супругов и детей, находящихся за границей. Под предлогом развития этой кампании Вэнь Цзябао может заявить, что борьба с коррупцией требует вытащить "на свет солнца" имущество членов семей самых высокопоставленных партийных бонз. Это позволит выдать обществу новый образ однопартийного режима, в которой верхние ступени заняты миллионерами (при этом не помешает повысить пару 'холманских'), избежав предшествующего разоблачения старой идеологии.

Однако такой политический сюжет представляется практически неосуществимым в государственно-партийной системе, где разбирательство, касающееся семьи одного из партийных бонз, представляет угрозу для всех членов правящего политбюро. "Откуда взять уверенность в том, что такое внутреннее расследование в отношении высших государственных лидеров, который все еще занимает свой пост, заслуживает доверия и является убедительным? - говорит профессор Хэ Вэйфан (He Weifang), эксперт по праву из Пекинского университета. - И даже если Вэнь Цзябао захочет раскрыть свое имущество, не думаю, чтобы другие высокопоставленные лидеры, у которых тоже могут оказаться 'спрятанные состояния', позволят ему это сделать, учитывая взрывную отдачу в обществе".

Впрочем, как бы ни развивались события, в том числе и вокруг публикации о гигантском состоянии семьи Си Цзиньпина, наиболее вероятного преемника Ху Цзиньтао на высшем государственном посту, отделаться полным молчанием уже не удалось.

компартия, Китай

Previous post Next post
Up