По данным гонконгских правозащитников, впервые в материковом Китае мужчина и женщина заключены в лагерь трудового перевоспитания за участие в
шествии 1 июля в Гонконге. Это также первый случай, когда в официальном документе в качестве правонарушения обозначено присутствие на ежегодной демонстрации в поддержку демократии.
Сун Ниншэн (宋寧生), 44 лет, и Цзэн Цзюцзы (曾九子), 53 лет, отбудут 14-месячный срок в трудовом лагере в уезде Нинду провинции Цзянси. Они две недели содержались под стражей в уездном отделении милиции - за то, что предъявляли свои петиции в ходе шествия 1 июля, а затем и в Пекине, перед площадью Тяньаньмэнь и комплексом Чжуннаньхай, где живут высшие партийные бонзы. Сун и Цзэн жалуются на бездействие властей в отношении смерти их близких в незарегистрированных клиниках.
Члену Союза за права китайского народа (PRUC) удалось посетить центр трудового перевоспитания, где находятся активисты, и сделать снимок первой страницы постановления. "После проверки и расследования [выяснилось], что Сун Ниншэн и Цзэн Цзюйцзы в конце июня отправились в Гонконг. Они принимали участие в протестах, [прошедших] во время мероприятий в честь годовщины передачи Гонконга 1 июля",
цитируeт этот документ South China Morning Post. В двухстраничном решении комиссии, состоящей из кадровых работников и ветеранов документе говорится, что активисты подавали петиции в Пекине 9 и 11 июля.
В беседе с журналистом Radio Free Asia сын Цзэн Цзюцзы Лю Чжунхуа (Liu Zhonghua) также
подтвердил, что милиция проинформировала его: мать понесла наказание за участие в "антикитайском" шествии в Гонконге.
"Это очень серьезное послание, это угроза материковым [китайцам], чтобы они не учились культуре протестов у жителей Гонконга", - указывает гонконгский активист Эрик Лай (Eric Lai Yan-ho), координатор Civil Human Rights Front, занимающегося проведением ежегодного шествия в течение последнего десятилетия.
За этими активистами в городе следили агенты материковых органов безопасности, отмечает председатель PRUC Лю Вэйпин (劉衛平), организовавший их поездку в Гонконг. "[Пока не будет] демократии в Китае, ее не будет и в Гонконге. Если эти служащие материковой безопасности ведут себя как дома, что это означает для гонконгцев? Им следует задуматься над этим", - подчеркнул он.
Сотруднику PRUC позволили свидеться только с Цзэн Цзюцзы, которая выглядела здоровой. По сведениям организации, штаб-квартира которой находится в Гонконге, Сун Ниншэн в лагере подвергся пыткам.
Ранее, 23 июля, члены PRUC смогли задать вопросы непосредственно в отделении милиции, где им сказали, что активистам грозит лишение свободы за нарушение в форме ‘фэйфан’ (feifang), что может обозначать незаконное оглашение петиций или ненормальные действия при подаче петиции.
PRUC
располагает двумя секретными документами управлений общественной безопасности провинции Хэбэй и провинции Цзянсу. Как указано в документе из Хэбэй, датированном 2007 годом, предъявление петиций в районе площади Тяньаньмэнь и комплекса Чжуннаньхай, а также возле иностранных консульских представительств считается незаконным. В документе 2008 года из Цзянсу говорится, что те, кто подает свои петиции в составе групп или во время церемониальных мероприятий в Пекине, должны пройти курс "правового перевоспитания". Сидячие пикеты, скандирование лозунгов и размахивание плакатами в ходе предъявления петиций расцениваются как "радикальные" действия, подлежащие наказанию.
Напомним, что в провинции Хэбэй содержалась в одной из гостиниц, превращенной в "черную тюрьму", незрячая активистка Ли Гуйчжи, также намеревавшаяся принять участие в гонконгской манифестации 1 июля. После побега 17 июля 57-летняя женщина
скрывается в “безопасном месте”, но родственники опасаются, что агенты внутренней безопасности найдут ее. Ли Гуйчжи подает петиции с 2006 года, добиваясь проверки обстоятельств гибели сына, служившего в милиции.
В нынешнем году манифестация в Гонконге оказалась особенно чувствительной для Пекина в связи с тем, что ее участники
требовали расследования подозрительной смерти Ли Ванъяна (Li Wangyang), одного из ведущих представителей демократического движения 1989 года.
Незрячая активистка, бежавшая из черной тюрьмы в провинции Хэбэй, связалась с правозащитниками Официальный отчет о самоубийстве китайского диссидента в провинции Хунань не вызвал никакого доверия Инаугурация нового главы администрации Гонконга с участием Ху Цзиньтао встречена протестами