В Пекине неофициально отметили 35-ю годовщину разгрома банды четырех

Oct 09, 2011 21:48

Около 200 экспертов собрались в Пекине на неофициальную конференцию, посвященную 35-й годовщине разгрома ‘банды четырех’, чтобы вспомнить об этом переломном моменте в истории Китая, позволившем Дэн Сяопину набрать влияние для начала экономических реформ. Эту юбилейную встречу организовал Ху Дэпин, сын бывшего премьера Ху Яобана, похороны которого послужили запалом для студенческих демонстраций 1989 года.

"Если бы мы не разгромили ‘банду четырех’, не произошло бы ничего из того, что последовало за этим", - цитирует Radio Free Asia (RFA) выступление профессора центральной партийной школы Ван Гуйсю (王贵秀). "Если бы они и далее тащили весь этот левый багаж, не было бы никакого прогресса", - продолжил профессор, известный как сторонник “разумной децентрализации” власти. "Если бы банда четырех не пала, не было бы третьего пленума 11-го партсъезда", - сказал он, напомнив о бурной дискуссии на пленуме 1978 года, с которого началась эра реформ.

Упомянутый им "разгром" политической силы, доминировавшей в правящем политбюро, начался с того, что 6 октября 1976 года за контрреволюционные преступления были арестованы Цзян Цин, последняя жена Мао Цзэдуна, Ван Хунвэнь, Яо Вэньюань и Чжан Чуньцяо. Последовавший за этим судебный процесс граждане стихийно праздновали на улицах Пекина. Один из прежних партийных чиновников Бао Тун, находившийся после вооруженного подавления демонстраций на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года, отмечал в своем обращении к пленуму, что этот процесс дал побудительный толчок к реформе, "о которой разом заговорили все".

Среди гостей конференции были сын Хуа Гофэна, оказавшегося на сравнительно недолгий срок преемником Мао Цзэдуна на посту председателя компартии, и дочь Ли Сяньняня, который стал при правлении Хуа Гофэна главным экономическим советником. По словам одного из участников, программу конференции завершил торжественный банкет и показ документальных фильмов того периода, снятых после ареста ‘банды четырех’, в которых "запечатлены праздничные шествия людей из разных слоев общества".

Никаких официальных мероприятий по поводу этой годовщины не было, и даже на этой конференции звучали предложения вернуться к методам ‘культурной революции’. По сведениям RFA, среди тех, кто принимал участие в событиях прошлого, выявилась маоистская фракция, предлагавшая вернуться к политическому психозу тех времен, "дабы избавить общество от коррупции, социальной несправедливости и нравственной деградации". Они возложили вину за эти проблемы на отказ от пропаганды идей "непрерывной революции". Однако эти идеи находят весьма скромную поддержку внутри политической элиты, так как "большая часть полагает, что лучше всего продолжать движение по пути конституционной политики, демократии и возвращения к верховенству закона".

Многие проблемы в общественном развитии материкового Китая неразрывно связаны с фактическим запретом на открытое осуждение санкционированных тогдашним национальным лидером кровавых безумств ‘культурной революции’. Пропагандистская кампания против тех, “кто идет по капиталистическому пути”, обернулась десятилетием насилия и репрессий, когда отряды ‘красных стражей’ проводили чистки и убивали тысячи людей.

Тоскующие по вседозволенности тех лет “левые” ведут активную работу, нацеленную на возвышение авторитета председателя Мао, в рамках которой на днях запущена полемика по поводу редакционнной статьи, опубликованной к дню основания КНР рупором компартии Жэньминь жибао. Неомаоисты заявляют, что эта статья является очередной попыткой партийных либералов осуществить свои планы по принижению исторической роли Мао Цзэдуна и разоблачению ‘культурной революции’. В статье по имени или по должностям упомянуты Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао, но не “великий кормчий”.

Фан Цзинган (Fan Jinggang), редактор Utopia, одного из ведущих неомаоистских сайтов материкового Китая, раздражен высокой оценкой руководящей роли Сунь Ят-сена в революции 1911 года, которая обозначила конец императорского правления и привела к созданию Китайской республики, переместившейся в 1949-м на Тайвань после поражения партии Гоминьдан в гражданской войне. "Так мы празднуем основание Китайской народной республики или основание Китайской республики?", - цитирует его South China Morning Post. Разве мы не обязаны по крайней мере упомянуть Мао, отца-основателя КНР, а не только воздавать хвалы Сунь Ят-сену, отцу КР?".

Как и другие “левые”, Фан Цзинган считает, что за комментарием на 1 октября, который обычно требует одобрения партийной верхушки, скрываются определенные политические влияния. "Это не может быть простым совпадением. Остается неясным, кто стоит за этим грязным трюком, каковы их политические мотивы", - заявляет он. Еще один активист “левых” Чжан Цзюнь (Zhang Jun) уверен, что комментарий Жэньминь жибао стал последним проявлением влияния сил внутри и вне партии, целью которых является принижение вклада председателя Мао в развитие партии и всей страны. Он обрушился также на августовский семинар, посвященный 30-й годовщине партийного документа, осуждавшего политический хаос, царивший в годы ‘культурной революции’. Участники семинара, среди которых был и Ху Дэпин, подвергли серьезной критике попытки возрождения “левых” маоистов и открыто призвали к политической реформе.

На самом деле c 2002 года, когда пост генсека партии занял Ху Цзиньтао, Мао Цзэдун редко упоминается в редакционных статьях Жэньминь жибао, публиковавшихся на 1 октября, отмечает South China Morning Post, так что нынешняя шумиха “левых” вроде бы не имеет под собой оснований. Но это тем более настораживает, если учесть отмеченное в последнее время возвращение к стандартам “красной культуры” с ее коллективным распеванием гимнов и почитанием мученичества во имя партии (канонизированный Мао в 1963 году солдат Лэй Фэн появился даже на рекламных щитах в метро). "Как доказано всей историей КНР, маоизм принесет стране и ее народу только катастрофы", - подчеркивает либеральный интеллектуал Чжан Мин (Zhang Ming) из Народного университета (Renmin) в Пекине.

 Рекламная кампания в метро с лозунгом Мао "Учитесь у товарища  Лэй Фэна". Шанхай, 5 марта 2011

“Цитадель” по-пекински. Партийная верхушка готовится запустить культурную реформу 
SCMP: Грядущая опасность для материкового Китая - возвращение к практике "культурной революции"
Развалившаяся на пять кусков бесхозная статуя Мао в провинции Хайнань была склеена из деталей 
В материковом Китае возникла бурная дискуссия по поводу сноса статуи председателя Мао

Мао, маоисты, культурная революция, Китай

Previous post Next post
Up