Гражданские активисты не оставляют попыток навестить незрячего активиста в провинции Шаньдун

Sep 23, 2011 06:15

Гражданские активисты и журналисты не оставляют попыток навестить незрячего правозащитника, судьба которого вызывает тревогу внутри материкового Китая и за рубежом. После освобождения из тюрьмы в сентябре 2010 года, где он отсидел 51 месяц за работу по разоблачению практики принудительных абортов, Чэнь Гуанчэн (陈光诚) содержится под охраной нанятых местными чиновниками “дружинников”. На днях небольшая группа активистов, которую сопровождала журналистка израильской газеты Calcalist Рэйчел Бейтари (Rachel Beitarie), испытала на себе приемы мафиозного правосудия местных властей.

Первыми пострадали Маоцзюэ Цичжи (妙觉慈智) и Лю Шаша (Liu Shasha), намеревавшиеся пробраться в деревню Дуншигу под покровом темноты. 18 сентября обе были избиты и выброшены на дороге в соседнем уезде, в нескольких часах езды. Маоцзюэ (@miaojue12) - буддийская монахиня, занимающаяся благотворительной помощью больным СПИДом, - отправила из интернет-кафе призыв о помощи: "Прошлой ночью меня и @lss007 схватили в деревне Гучуань города Дунши. 20 здоровяков из провинции Шаньдун окружили нас и затащили в темный дом. Они отобрали у нас верхнюю одежду, вытащили мобильные телефоны и деньги; надели на головы мешки и выбросили по отдельности из машины где-то в поселении Мяошань города Лайву. Я встретила доброго водителя, который довез меня до Мяошаня и дал 10 юаней. Пожалуйста, помогите связаться с тремя моими друзьями по Twitter (они в Линьи), приезжайте и помогите. У меня нет денег и я голодна. Их номера есть у Pearlher".

Пост Лю Шаша (@lss007), отправленный тем же утром 19 сентября, не содержал подробностей: "Меня вытащили из машины, ограбили, поиздевались, надели на голову мешок, привязав его за воротник, и выбросили в поле, прямо в какой-то водоем. Я в крови от побоев и выброшена неизвестно где".

В это время израильская журналистка с местной активисткой ходили в офис по приему петиций в Цзинань, столице провинции Шаньдун, дожидаясь ответа на жалобу по поводу 6-летней дочери Чэнь Гуанчэна, которую в нарушение материкового законодательства не пустили 1 сентября в школу. После некоторого замешательства чиновники заявили Ван Сюэчжэнь (Wang Xuezhen), что никто из посторонних не имеет права подавать жалобу по делу Чэнь Кэси (陳克斯).

Хотя нападение “дружинников” на двух женщин, пытавшихся попасть в деревню, где содержится Чэнь Гуанчэн, встревожило остальных членов группы, 6 человек 20 сентября прибыли в Линьи. 21 сентября Рэйчел Бейтари через свой аккаунт ( @bendilaowai) сообщила, что на въезде в Дуншигу их остановили около 30 “хулиганов” в штатском. Она решила вернуться в такси, но ее схватили. Забрав ее паспорт, пресс-карту, телефон, “дружинники” примерно час держали затолкали иностранку, просившую отпустить остальных и вернуть вещи, в машину. Перепуганный таксист закрыл двери и помчался в Линьи, высадив ее где-то на окраине. Четверо китайских активистов, среди которых была и Лю Шаша, были избиты "дружинниками" и остались в их распоряжении в Дуншигу.

Через некоторое время Рэйчел Бейтари позвонили из отделения милиции Линьи, сообщив, что она может забрать сумку с паспортом, которую якобы вернул таксист. После этого к ней явились сотрудницы милиции из отдела по работе с иностранцами с требованием покинуть Линьи, угрожая обвинить в нарушении правил. По их словам, следовало заранее получить согласие Чэн Гуанчэна на интервью. По их словам, о судьбе 4 китайских граждан, захваченных на въезде в деревню, беспокоиться не стоит, “они в безопасности”. Потом выяснилось, что Хуан Бин (@huangbin) находится в отделе внутренней госбезопасности (гобао) в Линьи. Только 22-го всех задержанных отпустили, предупредив, чтобы они в Линьи больше не появлялись.

Эта история позволяет сделать определенные выводы относительно того, насколько слаба законная власть на местном уровне. Во-первых, Чэнь Гуанчэн в течение года после освобождения из тюрьмы подвергается абсолютно незаконным ограничениям. Его дом в деревне охраняют “хулиганы” в штатском, формально не имеющие никаких отношений с милицией. Это подтверждает также ситуация с возвращением паспорта израильской журналистки. Во-вторых, за положением незрячего активиста достаточно давно и пристально следят противники принудительных абортов и правозащитники. В феврале с ним пытались встретиться французские и американские журналисты, которым пришлось отступить перед “хулиганами”.

В сентябре влиятельная правозащитная организация Amnesty International начала акцию с целью завалить власти города Линьи призывами положить конец кампании насилия и устрашения в отношении Чэнь Гуанчэна и его супруги Юань Вэйцзин. Однако агентство Синьхуа и партийная Global Times не публикуют никаких комментариев по его поводу. Российская пресса, которая, как легко заметить по таким именам, как Ху Цзя или Ай Вэйвэй, использует любой пропагандистский материал, вынуждена вообще не упоминать Чэнь Гуанчэна.

В условиях однопартийной пирамиды никто из чиновников не заинтересован передавать наверх какую-либо информацию о его положении. Поскольку нет и контроля со стороны независимой прессы и правозащитных организаций, чиновники города Линьи распоряжаются ситуацией по мафиозной модели. Впрочем, организовать убийство незрячего активиста для них слишком опасно, так как у него есть жена и дети, но и содержать его под охраной “дружинников” в течение всей жизни невозможно.

В материковом Китае чиновники произвольно вычисляют гигантские штрафы за второго ребенка
Чэнь Гуанчэн: чиновники не пустили в школу дочь незрячего гражданского активиста
В провинции Хунань чиновники службы планового деторождения отбирали детей для продажи за границу
Пытавшиеся навестить незрячего активиста иностранные журналисты подверглись нападениям "дружинников"
Тайно сделанная известным активистом видеозапись разоблачает произвол местных чиновников

произвол, права человека, пресса, Китай

Previous post Next post
Up