В Китае 22-я годовщина расправы на площади Тяньаньмэнь отмечалась в весьма напряженной атмосфере

Jun 05, 2011 17:49

Гонконгский “Альянс поддержки патриотических демократических движений Китая”, занимавшийся организацией митинга со свечами в Victoria Park 4 июня, заявил, что полицейские с отрезали хвосты очередей, закрывали выходы из станций метро, и блокировали проходы на территорию парка даже перед началом мероприятия. По данным альянса, в мероприятии приняли участие более 150 тысяч человек (как и в 2010-м), тогда как полиция уменьшает это число до 77 тысяч.

Как отметил один из ведущих представителей альянса, член законодательного собрания Гонконга Чён Ман-куон (Cheung Man-kwong), полиция предпринимала такие ограничения несмотря на то, что внутри парка оставались свободные места. Он подчеркнул, что альянс уже 21 год отвечает за управление толпой во время этого ежегодного мероприятия. Председатель альянса Ли Чек-янь (Lee Cheuk-yan) считает, что полицейские специально пытались сократить число участников митинга.

Как пишет South China Morning Post, в начале двухчасового мероприятия Ли Чек-янь, Альберт Хо (Albert Ho Chun-yan) и Чён Ман-куон возложили на сцену венок в память о тех, кто лишился жизни в 1989-м. Собравшиеся в Victoria Park просмотрели видеозапись речи ветерана демократического движения Гонконга Сыту Хуа, без которого это событие проходило впервые (он скончался в январе от рака). В заранее записанном обращении основатель группы поддержки матерей Тяньаньмэнь Дин Цзилинь (丁子霖) выразила печаль в связи со смертью выдающегося лидера демократического движения. Выступая на митинге, заместитель председателя альянса Ричард Цой (Richard Tsoi Yiu-cheong) назвал правящее политбюро в Пекине "убийцей, который боится раскрыть подлинные данные [о погибших] и все еще намеревается скрыть истину".

После митинга около 200 его участников организованно направились к полицейскому участку North Point, чтобы выразить протест против задержания людей, требующих освобождения китайского художника Ай Вэйвэя, содержащегося в неизвестной “черной тюрьме”. Шествие было разогнано полицией, и 53 человека были арестованы. Как позже заявили в полиции, демонстрация проводилась без разрешения и аресты были проведены только после неоднократных предупреждений, что шествие мешает движению транспорта по King's Road. По информации RTHK, большинство задержаннных уже отпущены, но одна женщина, у которой нашли полицейскую дубинку, обвиняется в краже.

22-я годовщина расправы на площади Тяньаньмэнь отмечалась в весьма напряженной атмосфере, учитывая угрожающее положение, в котором находятся художник Ай Вэйвэй и лауреат Нобелевской премии Лю Сяобо, лишенный свиданий с семьей. Дополнительную нервозность партийных боссов наверняка вызвали распространявшиеся в интернете призывы "выйти на площади провинциальных центров, и простоять некоторое время в молчаливой скорби о тех, кто 22 года назад отдали свои жизни в борьбе за демократию и свободу". "Если действовать в одиночку, мы не сможем противостоять репрессиям, но если предпримут совместную акцию тысячи человек, страх исчезнет", - отметил в своем обращении председатель Демократической партии Китая Се Ванцзюнь, участник студенческих манифестаций на Тяньаньмэнь, с 1999 года живущий в США.

"Мы обращаемся к китайскому руководству с требованием предоставить публике самый полный отчет об убитых, задержанных и пропавших без вести, а также прекратить продолжающиеся и сейчас преследования тех, кто участвовал в демонстрациях, и семей жертв", - заявил спикер Госдепартамента США Марк Тонер. Пекин ответил поспешно и слишком нервно, заявив о беспочвенности комментариев Госдепартамента, хотя ничего конкретного представитель министерства иностранных дел Хун Лэй сказать не мог. Он ограничился лишь типично пропагандистским требованием к США "отбросить политическую предвзятость и очиститься от этой неверной практики, чтобы не повредить китайско-американским отношениям".

В Пекине милиция пыталась помешать членам группы, объединяющей 127 родственников погибших или раненых на площади 22 года назад, собраться на ежегодную мемориальную церемонию на кладбище "Wanan", которая проводится с 1999 года с целью напомнить миру о том, что “Матери Тяньаньмэнь” еще не лишились сил и упорства. "Мы должны действовать совместно, поскольку наши беды и требования близки, а наши переживания более или менее одни и те же", - отметила в интервью South China Morning Post Чжан Сяньлин (Zhang Xianling), мать погибшего студента.

По ее словам, только после яростных препирательств с агентами внутренней госбезопасности 20 родственникам позволили провести 40-минутную церемонию с возложением цветов на могил одной из жертв и чтением открытого письма группы от 31 мая с требованием принести официальные извинения и привлечь к ответственности виновных в убийствах. "Для нас было полной неожиданностью, что власти пытались помешать нашей запланированной встрече, так как это не настолько большая годовщина", - добавила Чжан Сяньлин, напомнив о похожих случаях вмешательства властей, когда отмечались 15-я и 20-я годовщины.

Лидер группы Дин Цзилинь и некоторые бывшие участники студенческих протестов либо не могли выйти из дома, либо агенты внутренней госбезопасности вообще увезли их из города.

По сведениям правозащитной организации Chinese Human Rights Defenders (CHRD), на этой неделе впервые вместе с женой вывезен в неизвестную "черную тюрьму" Бао Тун (鮑彤), бывший помощник секретаря компартии Чжао Цзыяна (趙紫陽). После расправы с демонстрантами Бао Тун отбыл срок в тюрьме, тогдa как Чжао Цзыян лишился своего поста и прожил остаток дней в условиях домашнего ареста.

Как сообщает Информационный центр прав человека и демократии в Гонконге, Чэнь Цзимин (陳子明), отбывший 13-летний тюремный срок - вместе с другим известным правозащитником Лю Сяобо партбоссы назвали его "черными руками", которые манипулировали студентами, - получил указание не выходить из дому без разрешения вплоть до 10 июня. "Мне и не надо проводить церемонии, чтобы напомнить себе о годовщине", - с усмешкой сказал он, добавив, что продолжит разрабатывать демократические теории в знак памяти о павших на площади Тяньаньмэнь.

В открытом письме группы “Матери Тяньаньмэнь” сообщается, что с февраля офицеры общественной безопасности Пекина дважды обращались к родственникам одного из погибших, предлагая получить некоторую сумму. Пока неясно, были ли эти деньги предложены в качестве компенсации или на каких-то иных условиях. Группа приветствовала этот шаг как определенный прорыв в стене политических табу, ограждающей трагические события, произошедшие 4 июня 1989 года. Но это предложение, отмечается в письме, еще очень далеко от требований родственников и едва ли является убедительным жестом доверия.

Назвав этот шаг мелким и запоздалым жестом, группа обвинила власти в попытке разрешить проблему путем денежных выплат, по-прежнему обходя стороной щекотливые вопросы, в числе которых публичная оценка расстрела демонстрантов и правовая реабилитация жертв. "Эти посетители [из милиции] не говорили о том, чтобы раскрыть обществу истину, провести судебные разбирательства, или предоставить разъяснения по делу каждой жертвы", указывается в письме. "Вместо этого они задавали только вопрос, какую сумму выплатить, подчеркивая, что это предназначено для данного отдельного случая и не для всех семей из группы", цитирует это письмо South China Morning Post.

В открытом письме содержится призыв к властям материкового Китая положить конец "постоянной слежке и персональным ограничениям" в отношении семей погибших. Только таким образом будут созданы условия для дальнейшего диалога. "Матери Тяньаньмэнь" также отвергли возможность принятия договоренностей с властями в частном порядке, а не от имени группы. По данным "Матерей Тянаньмэнь", за 22 года документированы имена 203 погибших. Родственников многих жертв еще предстоит разыскать.

Выплата компенсации без раскрытия подлинных фактов о резне на главной площади Пекина в июне 1989 года неприемлема, подчеркивает журналистка Дай Цин (Dai Qing), сторонница урегулирования проблемы 4 июня. "Правительство наконец-то сделало запоздалый, неясный и поразительно мелкий шаг в направлении признания истины о расправе, что является предпосылкой для любого серьезного процесса урегулирования, - отмечает она. - Пока власти отказываются обнародовать всю правду, родственники не должны оставлять надежду и должны настойчиво требовать диалога, стараясь добиться любого продвижения вперед".


Более 150 тысяч человек собрались на митинг со свечами в память жертв вооруженной резни на площади Тяньаньмэнь. Гонконг, 4 июня 2011
Монахи монастыря Кирти отказались принять от китайских властей деньги за молчание
В Пекине прошло заседание правящего политбюро на тему “инноваций” в системе контроля за обществом

протесты, Пекин, Тяньаньмэнь, Гонконг

Previous post Next post
Up