Далай-лама ратифицировал конституционные поправки по передаче политической власти выборным лидерам

May 31, 2011 04:42


Далай-лама ратифицировал 29 мая поправки в “Хартию тибетцев в эмиграции”, делегировав свои административные и политические полномочия выбранным демократическим путем лидерам Центральной тибетской администрации (ЦТА).
Поправки в Хартию, подписанные Далай-ламой, были одобрены тибетским парламентом в ходе прошедшей с 26 по 28 мая дополнительной сессии. Парламент формально принял новую преамбулу и статью 1 Хартии, описывающую неотъемлемые права и обязанности, которыми наделен Далай-лама. Преамбула утверждает “обеспечение преемственности Центральной тибетской администрации как легитимного органа управления и представителя всего тибетского народа, в котором и заключается суверенитет”. В тексте преамбулы зафиксированы положение Тибета как суверенной страны со времени основания, относящегося ко II веку н.э., и вплоть до вторжения КНР в 1951-м, а также усилия Далай-ламы по проведению демократических реформ после ухода в изгнание в Индию в 1959 году. Статья 1 утверждает за Далай-ламой положение “хранителя и символа Тибета и тибетского народа”. Обязанности Далай-ламы будут состоять в том, чтобы предоставлять рекомендации и содействие в отношении сохранения и продвижения физического, духовного, нравственного и культурного благосостояния тибетского народа, оставаться вовлеченным в усилия по достижению удовлетворительного решения проблемы Тибета и исполнения заветных стремлений тибетского народа.

Статья 1 подчеркивает его право по собственной инициативе или по просьбе Ассамблеи тибетских народных депутатов и кашага выдвигать свои предложения по вопросам, имеющим особое значение для тибетского народа, включая деятельность сообщества и его учреждений в изгнании. Он будет встречаться с мировыми лидерами и другими важными персонами и учреждениями, чтобы высказываться от имени тибетского народа, разъяснять и обсуждать его заботы и нужды, а также указывать представителей и специальных посланников, назначаемых кабинетом министров для служения интересам тибетского народа во всех частях света.

Властные функции, которыми был облечен Далай-лама в качестве главы исполнительной власти по статье 19, переданы калон-трипе. В соответствии с этим калон-трипа наделен полномочиями одобрять и провозглашать законом проекты и положения, принятые тибетским парламентом в изгнании. Другие административные и политические обязанности Далай-ламы переданы парламенту и судебному органу. Еще одна историческая поправка, внесенная в текст Хартии, заключается в устранении Регентского совета, описанного в статьях 31-35, по условиям которых этот совет ранее наделялся ролью Далай-ламы в таких обстоятельствах, когда сам Далай-лама не действует в качестве главы государства.

Парламент одобрил смену названия “тибетское правительство в изгнании” на “Центральная тибетская администрация”. В гербе ЦТА название “Бод Шунг Ганден Пходранг Чогле Намгьял” изменено на “Denpanyi Nampar Gyalgyur Chig” (в переводе “Истина всегда побеждает”).

Дополнительная сессия парламента проводила свою работу в расхождении с резолюцией второго генерального совещания тибетцев, обсуждавшего с 21 по 24 мая поправки в Хартию. 418 делегатов, представлявших тибетские общины по всему миру, единодушно одобрили предложение, призывавшее Далай-ламу взять на себя роль "церемониального главы государства". Однако в ходе встречи с делегатами 25 мая Далай-лама категорически отверг предложение занять церемониальный политический пост, но дал свое согласие на проект преамбулы и статьи 1, описывающей его неотъемлемые права и функции. Никакие новые обязанности на Далай-ламу не распространяются. В своем послании парламенту от 27 мая Далай-лама предложил изменения в статью 1 и призвал внести поправки в Хартию немедленно.

Комментируя завершение работы дополнительной сессии, спикер парламента Пенпа Церинг назвал “переломным моментом” в истории Тибета сложение Далай-ламой своих формальных полномочий. “14-й тибетский парламент успешно провел демократические реформы в соответствии с верой в наши силы и доверием со стороны Его Святейшества Далай-ламы”, - цитирует его официальный сайт ЦТА. “Призыв к Его Святейшеству Далай-ламе остаться церемониальным главой, высказанный в ходе второго общенационального генерального совещания, отражает глубокие чувства тибетского народа. И с одной стороны, мы опечалены настоящими переменами, но нашу печаль намного перевешивает ощущение радости по поводу того, что реализованы пожелания Его Святейшества полностью демократизировать тибетскую политику”, - добавил Пенпа Церинг. Кстати, 30 мая члены 15-го состава Ассамблеи тибетских народных депутатов вновь избрали его на пост спикера.

В свою очередь, калон-трипа Самдонг Ринпоче подчеркнул, что испытывает большую гордость в связи с тем, что столь значимые изменения в Хартии были осуществлены за короткий период времени. Он отметил, что эти изменения несут с собой одновременно грустные и радостные чувства. “Мы счастливы тем, что исполнилось давнее завeтное желание Его Святейшества Далай-ламы передать свою политическую власть выборному тибетскому руководству. Во-вторых, тибетский народ обрел возможность, опираясь на собственные силы, построить прочную административную систему, пока Его Святейшество Далай-лама среди нас и в добром здравии. И нам не следует безрассудно растратить эту драгоценную возможность”, - подчеркнул калон-трипа. Но есть и ощущение печали, добавил он, “возникшее в связи с общим призывом не слагать политические полномочия, с которым тибетцы обратились к Его Святейшеству”.

В своем послании тибетскому парламенту, направленном в марте, Далай-лама объявил, что с целью завершения процесса демократизации тибетской политической системы передает свою политическую ответственность выборному руководству. "Суть демократии можно вкратце определить как возложение политической ответственности за благо народа на избираемых руководителей. Для полного завершения процесса демократизации нашего сообщества, пришло время мне передать официальную власть такому выбранному руководству", подчеркивается в послании.

“Мое намерение сложить с себя политические полномочия не имеет ничего общего со стремлением уйти от ответственности. Оно не означает, что я устал или разочаровался. Напротив, мной руководит единственно забота о благе тибетского народа в долгосрочной перспективе. Нам крайне важно обеспечить преемственность Тибетской администрации в эмиграции и нашей борьбы до тех пор, пока не будет успешно решен тибетский вопрос”, отметил далее Далай-лама. Во всем послании звучала нота настойчивого требования времени: “покуда я еще здоров и дееспособен, нам необходимо создать надежную систему управления, в которой Тибетская администрация в эмиграции полагалась бы на собственные силы и не зависела от Далай-ламы. Если сегодня мы внедрим такую систему, то в будущем в сложной ситуации я смогу помочь, если возникнет такая необходимость”.

“Будучи одним из шести миллионов тибетцев, а также в силу особых исторических и кармических связей между Далай-ламами и тибетским народом, я обязуюсь продолжать служить делу Тибета до тех пор, пока тибетцы возлагают на меня надежды и облекают своим доверием”, констатировал Далай-лама XIV в послании от 14 марта.




Новый герб Центральной тибетской администрации (ее название звучит по-тибетски как "Bod Mel Drik Tsuk")

Далай-лама отверг предложение стать "церемониальным главой государства"

2-е генеральное совещание тибетцев просит Далай-ламу принять "церемониальную" политическую роль

В Дхарамсале продолжает свою работу 4-дневное генеральное совещание тибетцев

Юрист Гарвардской школы права Лобсанг Сангай объявлен победителем на выборах калон-трипы ЦТА

Тибет, Далай-лама, тибетцы

Previous post Next post
Up