"Жасминовая" зона шоппинга Ванфуцзин в Пекине формально закрыта для иностранных журналистов

Mar 03, 2011 16:59


Однопартийный режим в материковом Китае вкладывает миллионы долларов в пропаганду счастья и сплоченности населения вокруг правящего политбюро, но всей этой масштабной работе грозит потерпеть крах из-за призывов к митингам в стиле "жасминовой революции". Даже на некоторых телеканалах в России можно было увидеть картинку с улицы Wangfujing (Ванфуцзин), наглядно свидетельствующую, что на самом деле режим держится на силовом подавлении любых протестов.
В среду, 2 марта, стало точно известно, что зона шоппинга Wangfujing (王府井) формально вне зоны доступа для прессы. Как сообщает AFP, более десятка иностранных журналистов были приглашены на собеседование в милицию, где их под видеозапись предупредили, что если в процессе подготовки репортажей они нарушат установленные ограничения, это может повлиять на решение правительства по поводу дальнейшей работы в стране.

"Корреспондентам, иностранным и местным, всегда нужно получать разрешение перед подготовкой репортажей в квартале Ванфуцзин", - заявил по телефону Reuters чиновник из канцелярии управления и строительства Wangfujing по имени Се Циндун (Xie Qingdong). "Эти правила не были вполне специфическими, так что мы выпустили обновленные. Мы всегда требовали получать разрешение для подготовки репортажей, (хотя) это не было точно определено ранее", - добавил он.

Поскольку ссылка на эти правила не выдается в поиске Baidu, сей документ опубликован только на днях и вполне мог быть принят задним числом. Как указывает блог Danwei, в правилах поведения в квартале Wangfujing, действовавших с 1 октября 2000 года, статья 7 определяла 4 типа запрещенных действий: “попрошайничать и ночевать на улицах; заниматься феодальной мистикой вроде прорицания или гадания, или азартными играми; приводить собак и других животных; (совершать) другие действия, нарушающие общественный порядок и мешающие общественной безопасности”. Новые правила, вступившие в действие с 1 января 2011-го, содержат ту же статью, но теперь под номером 9 и с дополнительным пунктом: “осуществлять без одобрения властей интервьюирование или фотографирование, ведущее к скоплению народа”.

В прежних правилах пресекать перечисленные действия имели право только органы общественной безопасности, теперь тех, кто этим занимается, будут вначале уговаривать сотрудники администрации квартала Wangfujing, а в случае неподчинения в дело вступают органы общественной безопасности (милиционеры). В минувшее воскресенье, 27 февраля, иностранные журналисты столкнулись с настоящим “бандитизмом”, как это называлось впоследствии.

"Так было и во время Олимпиады. Мы дали иностранной прессе разрешение снимать в квартале Ванфуцзин, но впоследствии (журналисты) должны были вначале подавать заявки нам", - пояснил Се Циндун. Примечательно, что в телефонной беседе с Reuters представитель администрации квартала Ванфуцзин уточнил, что запрет на фотографирование не распространяется на обычных людей, добавив, впрочем, что там нельзя находиться в мокрой и пачкающей одежде.

Существующие правила по поводу подготовки репортажей, введенные в октябре 2008 года, устанавливают, что иностранным журналистам для записи интервью необходимо только предварительное согласие частного лица или организации, с которыми они хотят побеседовать. Но после первых собраний в стиле "жасминовой революции", прошедших 20 февраля, власти подготовили журналистам ловушку, заявив о том, что требуется предварительное разрешение властей.

Принадлежащий Wall Street Journal блог China Real Time Report приводит реплику официального представителя министерства иностранных дел КНР Цзян Юй по поводу жестокого обращения с прессой: "Когда корреспондент германского телеканала описал, как его несколько часов продержали в милиции и стерли запись, Цзян сказала: 'Выражаю сочувствие по поводу случившегося с вами. Но позвольте спросить, обращались ли вы заранее за разрешением посетить это место для подготовки интервью?'".

Кстати, на официальном сайте все ее реплики, прозвучавшие 1 марта, свелись к единственному ответу, в котором подчеркивается, что "мы будем и дальше предоставлять удобства и содействие иностранным журналистам для их профессиональной работы на законной и целесообразной основе". Очевидно, под "целесообразной основой" подразумевается согласие содействовать пропаганде "руководящей роли" компартии.

Но расправиться с прессой для предотвращения "жасминовых" собраний еще недостаточно. В обычно многолюдной зоне шоппинга у перекрестка Xidan (西单),  объявленной местом проведения собраний 6 марта, также появились строительные заграждения. Это место исторически связано с движением ‘Стена демократии’, возникшим в 1978 году. Посмотрим, что будет предпринято у кинотеатра “Мир” на углу Народной площади в Шанхае, где 27 февраля, по словам очевидцев, толпа доходила до 3 тысяч человек. В Урумчи улицы патрулировали солдаты с автоматами, но к подобному усилению местные власти, кажется, прибегают постоянно. В Шэньчжэне у торгового центра на многолюдном перекрестке Huaqiangbeilu наблюдалось скопление милиционеров и агентов в штатском; в зоне шоппинга весь день дежурили 4 машины милиции. Гонконгский канал Cable TV показал в репортаже из Гуанчжоу, что в Народном парке и на стадионе “Tianhe” 27 февраля были размещены крупные силы милиции.


 
Власти отрицают, что  мог быть какой-то митинг,  но при этом вывели в зону шоппинга  Wangfujing солдат вооруженной милиции. Пекин, 27 февраля 2011

Соединенные Штаты выступили с резкой критикой в адрес Пекина в связи с нападениями на журналистов

произвол, пресса, Китай

Previous post Next post
Up