Правительство штата Химачал-Прадеш не имеет подозрений против Кармапы

Feb 13, 2011 05:35

Правительство штата Химачал-Прадеш прибегло к своеобразной словесной чехарде, пытаясь сформулировать свою позицию по отношению к Кармапе в связи с расследованием предполагаемых финансовых нарушений. Несмотря на противоречивые заголовки новостей, позиция властей штата сводится к отсутствию подозрений в адрес тибетского духовного лидера.

11 февраля в Шимле, столице штата, главный секретарь штата Раджвант Сандху (Rajwant Sandhu) выступила с довольно пространным разъяснением по поводу изъятых в монастыре Гьюто "пожертвований и подношений от учеников" на сумму почти 70 млн рупий. По ее словам, правительство штата убеждено, что Кармапа абсолютно не причастен к каким-либо финансовым нарушениям, и "есть все основания верить, что Кармапа не имеет касательства к поступавшим в монастырь пожертвованиям", так как этими делами занимаются "монастырские функционеры".

“Кармапа является религиозным лидером и имеет приверженцев во всем мире, - отметила она. - Мы с полным уважением относимся к их религиозной деятельности и никоим образом не намерены ущемлять их. Мы также располагаем фактами, что Кармапа не причастен к какой-либо финансовой деятельности или теневым сделкам c землей по схеме ‘benami’.

После того, как следователи полиции и правоохранительного директората (ED) подвергли допросам Кармапу и его помощников, выясняя источники поступления наличных средств, в частности, китайских юаней, заинтересованные ведомства заявили, что получены важные свидетельства относительно сделок по приобретению земли по запрещенной законодательством схеме ‘benami’. Установлено, что 10 млн (1 крор) индийских рупий, обнаруженные 25 января в автомобиле двух лиц в пункте Мехатпур на границе штата, были получены в одном из банков тибетского поселения Majnoo-ka Tila на окраине Дели для осуществления земельной сделки, но Кармапа к этому не причастен, добавила Раджвант Сандху.

Полиция арестовала 7 человек, в числе которых Саджай Дутт и Ашутош, перевозившие эти деньги, Шакти Лама, помощник Кармапы, отельер из Дхарамсалы К.П. Бхардвадж, менеджер филиала Corporation Bank в Амбала Д.К. Дхар, а также супружеская пара - Карма Тхапа и его жена Ринзин.

Следует пояснить, что в штате Химачал-Прадеш действует закон, строго воспрещающий лицам, не занимающимся сельским хозяйством, приобретать участки без специального разрешения правительства штата. Такое разрешение может быть выдано учреждениям и жителям штата, не отягощенным криминальными обвинениями, но только не тибетцам, живущим здесь с документами "беженцев". Расследование полиции штата опирается на подозрения, касающиеся сделок по схеме 'benami', в которых участки, приобретенные местными индийцами, фактически находятся в распоряжении тибетских учреждений и отдельных тибетцев.

Касаясь таких сделок, Раджант Сандху отметила, что их проверка должна пройти в соответствии с законом. Предложенный властями проект относительно регистрации и легализации объектов недвижимости, связанных с именем Далай-ламы, добавила она, рассматривается в вышестоящем суде, но процесс еще не завершен.

Советники офиса Кармапы - бывший член парламента Карма Топден, служивший послом Индии в Монголии, и Деки Чунгьялпа - приветствовали это заявление главного секретаря штата, опубликованное под заголовками, указывавшими, что Кармапа получил “clean chit” по делу об изъятой в монастыре наличности, иначе говоря, освобожден от подозрений, касающихся сбора пожертвований.

По сути такое же заявление, хотя и опубликованное под иными заголоками, сделал 12 февраля еще находившийся в Дхарамсале главный министр штата Химачал-Прадеш Прем Кумар Дхумал. Отметив в телефонном интервью Indian Express, что пока не закончилось расследование по поводу изъятой в монастыре наличной валюты, которое ведут ведомства центрального правительства, он указал, что "не в наших возможностях" выдать Кармапе "clean chit". Он подчеркнул далее, что "правительство штата никогда не выдвигало против него каких-либо обвинений", а значит, и не ставит вопрос, снимать ли подозрения.

Главный секретарь штата Раджвант Сандху несколько раз отвечала на вопрос журналиста о положении в деле, связанном с “нелегальной” валютой, указывая, что власти штата Химачал-Прадеш никогда не называли Кармапу подозреваемым, добавил он.

Но в заголовках новостей только и появилось, что Кармапа не освобожден от подозрений ("no clean chit").

Однако ссылка на ведомства центрального правительства выглядит в этом контексте достаточно надуманной, так как проверка поводу изъятой в монастыре наличной валюты, которую проводят правоохранительный департамент (ED) и налоговая инспекция (IT), касается только "монастырских функционеров". В отношении предполагаемых “китайских контактов” Кармапы никаких формальных доводов, кроме того, что он бежал из Китая, не выдвигалось.

Комментарий главного министра вызывает впечатление, что властям Химачал-Прадеш потребовалось сократить размах возмущения, связанный с допросами Кармапы, но при этом сохранить давление, сославшись на интерес ведомств центрального правительства делу, начавшемуся с изъятия на границе штата 10 млн рупий наличными. Эта сумма, примерно равная 219 тысяч долларов, предположительно предназначалась для оплаты сделки по приобретению земли под новый монастырь для Кармапы, что и позволило полиции допрашивать духовного лидера. Если у правительства штата нет подозрений в отношении Кармапы и собранных для него “пожертвований и подношений”, то неизбежно возникают вопросы по поводу того, чем именно интересуется следствие.

На эти вопросы в связи с последними высказываниями руководства штата указывает обозреватель местного сайта Himvani Сатьякам Бхарти (Satyakam Bharti), упрекая центральное правительство в отсутствии четкой политики в отношении тибетских беженцев. Кармапа 10 лет фактически прожил под домашним арестом, как вдруг различные ведомства решили предпринять какие-то действия в связи с подозреваемыми китайскими контактами, отмечает он, словно им не хватило для этого минувших лет.

Но многие тибетские беженцы прожили здесь более пяти десятилетий и все это время как будто существовали в ином мире, причем теперь могут отдалиться еще более, подчеркивает обозреватель. Если им нельзя приобретать недвижимое имущество, “так что, они должны всю жизнь провести в номерах отелей?”, недоумевает он (по данным правительства штата, в Химачал-Прадеш 27542 тибетских беженца). “Тем, кто поселился в штате Карнатака, разрешили взять участки леса, и сегодня они стали успешными фермерами. Но почему того же не происходит в Химачале?”.

Потому что у местных чиновников нет проблем, пока влиятельные дельцы зарабатывают миллионы рупий, приобретая задешево земельные участки и перепродавая втридорога тибетским учреждениям и отдельным тибетцам, продолжает он. Причем схемой 'benami' для покупки земли в Химачал-Прадеш пользуются индийцы из других штатов - и за это их не подвергают допросам. Правительство помалкивает об этом, потому что такое положение “устраивает политический и бюрократический истеблишмент и местную земельную мафию“. И правительство штата, указывает Сатьякам Бхарти, должно еще ответить на вопрос, как получилось, что ”до сих пор не принято решение по запросу офиса Далай-ламы относительно прав тибетцев на владение недвижимостью”.

Стоит добавить только, что правительство штата Химачал-Прадеш вовсе не пребывает в неведении относительно сделок по схемe ‘benami’, к которым вынуждены прибегать тибетцы. Как видно из заметок, размещенных на местном сайте Himvani, в июле 2009 года тибетское правительство в изгнании при поддержке Далай-ламы обратилось к начальнику налоговой службы округа Кангра с просьбой зарегистрировать 73 объекта, приобретенных по схеме ‘benami’, передав их в аренду "Tibetan Welfare Society" на 50 лет с правом выкупа. Налоговая инспекция заявила, что эта мера должна коснуться только недвижимости, приобретенной до 31 декабря 2005 года. Через 4 дня правительство штата ответило согласием, получив за это 10% рыночной стоимости сданной в аренду недвижимости (надо полагать, сумма немалая).

SCMP: Кто стоит за бешеными нападками на Кармапу в индийской прессе?
K2R: за возвращение Кармапы в Румтек
Тибетский парламент в изгнании расширяет выступления в поддержку Кармапы
17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже отверг причастность к запрещенным сделкам с деньгами и землей
Тибетский парламент и офис Кармапы категорически отвергли "беспочвенные" подозрения в его адрес
В монастыре Гьюто неподалеку от Дхарамсалы, где расположена резиденция 17-го Кармапы, прошел обыск

Индия, тибетцы, Кармапа

Previous post Next post
Up