Зона мира

Nov 10, 2007 22:37



Далай-лама остался доволен встречей с журналистами из России и Монголии

Во время своего последнего визита в Калмыкию, состоявшегося в конце 2004 года, «я провел церемонию закладки нового храма», отметил Далай-лама в ходе встречи с российскими журналистами, прошедшей 8 ноября в его резиденции в Дхарамсале на севере Индии. Теперь, рассуждая логически, сказал он, поскольку храм в Элисте построен, «я должен быть там», чтобы освятить установленные там 17 статуй мастеров (буддийских учителей) монастыря Наланда. «Я надеюсь на визит в Калмыкию», - констатировал Далай-лама, оставшийся, по словам представителя департамента по делам религии центральной тибетской администрации, довольным этой встречей, в которой приняли участие более 30 журналистов.

По просьбе корреспондентов телевидения Далай-лама обратился к буддистам Монголии, Тувы, Бурятии и Калмыкии. «По-прежнему вспоминаю мой радостный опыт поездки в Туву 15 лет тому назад», - отметил он, когда стало отчетливо видно, что традиционной религией этого народа является буддизм. Однако «недостаточно просто начитывать какую-нибудь мантру», заметил духовный наставник тибетского буддизма, следует уделять больше внимания современному образованию, изучению буддийской философии. Вспомнив, как тогда же встречался в Бурятии с пожилым монахом, бывшим хамбо-ламой советского времени, Далай-лама отметил, что с тех пор в республике началось возрождение буддизма и дхарма - буддийское учение - получила новое развитие. Он пожелал бурятскому народу развивать свой внутренний мир на основе сострадания, учиться преобразовывать свои эмоции, «сокращая разрушительные и укрепляя конструктивные эмоции».

Со времени окончания холодной войны, отметил Далай-лама, Россия стремится к тому, чтобы стать демократической, свободной страной. Более открытое общество, верховенство закона, всеобщие выборы - все это «очень позитивные знаки». «Я очень счастлив, - отметил он по поводу встречи с делегациями России и Монголии, - потому что все мы являемся последователями Будды, мы являемся учениками одного и того же учителя». Хотя тибетцы здесь, как беженцы, бездомные, «помогаем, чем можем», продолжил он, отметив, что в тибетских монастырях Индии обучаются 3 тысячи тибетских монахов и 400 представителей России и Монголии, и, в частности, некоторые из калмыцких монахов уже получили ученое звание геше (доктора буддийской философии).

Российские журналисты поделились своими впечатлениями о посещении в августе этого года так называемого Тибетского автономного района (ТАР) КНР. «Если говорить о духе», заметили они, то Тибет скорее представляется таким, как здесь, в Дхарамсале, чем как там, в Лхасе. Лхаса, по их словам, выглядит теперь скорее китайским городом, застроенным кварталами типовых зданий. Только небольшой монастырь Юмбулканг, где в удалении от столицы ТАР проживают всего восемь монахов, сохранился относительно нетронутым переменами, наложенными на регион китайской экономикой.

Прежде Лхаса была городом с населением в 50-60 тысяч человек, отметил Далай-лама, теперь же там насчитывается 300 тысяч жителей, причем две трети из них - китайцы. Касаясь вопроса о печально известном указе №5 об упорядочении реикарнаций «живых Будд», он заметил, что «это чисто религиозный вопрос», однако пекинские чиновники решили вмешаться в него, так как «испытывают страх, что Тибет отделится от Китая». Один из руководителей компартии Китая в Тибете недавно заявил, отметил Далай-лама, что самая главная угроза отделения Тибета от Китая заключается именно в буддизме.

«Конечно, возможно», - так отреагировал Далай-лама на вопрос о возможности появления своего нового перерождения в России. «Если я умру, находясь вне Тибета, то по логике в новом перерождении должен продолжить работу, начатую в прошлом рождении», - сказал он. Следовательно, заключил Его Святейшество, «новая реинкарнация должна быть рождена вне территории Тибета».

Приветствуя «братьев и сестер из России и Монголии», Далай-лама отметил, что у этих стран имеется «большой потенциал к созданию общества, основанного на сострадании». Им следует постепенно избавляться от ненужных конфликтов, включающих убийства, отметил он. В соответствии с буддийским учением, все явления в мире взаимосвязаны, а «следовательно, всякий человек, будь то политический или религиозный деятель, должен обладать целостной картиной мира». «Каждый из нас должен быть озабочен будущим шести миллиардов человек», живущих сегодня на нашей планете, сказал он.

«В течение всей своей жизни я придерживаюсь двух обязательств», - напомнил Далай-лама. Это, во-первых, продвижение общечеловеческих ценностей - таких, как добросердечие и любовь - «того, чему мы учимся у наших матерей». Этот путь, отметил он, «я называю светским». Вначале мы постигаем общечеловеческие ценности, продолжил он, тогда как религиозные убеждения приходят позже. Второе свое обязательство перед миром Далай-лама видит в продвижении религиозной гармонии. Религиозная вера все еще вовлечена в целый ряд конфликтов, происходящих в нынешнем мире, отметил он. Тибетский буддизм и буддийская культура могли бы стать, уверен он, полезным инструментом для укрепления религиозной толерантности и достижения мира.

Сохранение тибетского буддизма и тибетской буддийской культуры (Далай-лама особо отметил, что разделяет буддизм и буддийскую культуру) является для духовного лидера тибетцев первым из трех важнейших аспектов тибетской проблемы. Второй аспект заключается в сохранении окружающей среды в регионе Тибета, где берут свое начало основные реки Азии. Третий аспект проблемы состоит в достижении доверия между двумя самыми густонаселенными странами континента - Китаем и Индией. Из-за страха перед внутренними конфликтами Китай вынужден дислоцировать в Тибете крупные армейские подразделения, вследствие чего Индия также вынуждена усиливать здесь свои войска. Поэтому превращение Тибета в «зону мира», констатировал Далай-лама, становится насущной задачей, поскольку китайско-индийская нейтральная зона гарантировала бы отсутствие конфликтов между странами на этом континенте.

«Мы не добиваемся независимости, - напомнил духовный лидер тибетцев, - мы готовы оставаться вместе с народом Китая». Мы добиваемся, заметил он, чтобы Тибету предоставили «реальную, подлинную автономию» - и основы для такой автономии заложены в китайской конституции. «В 1980-х «была надежда выработать взаимоприемлемое решение», отметил Далай-лама, потом ситуация стала более напряженной, но с 2002-го по его инициативе проведены уже шесть раундов переговоров. К пятой встрече «установилось определенное доверие», однако на шестой встрече китайская сторона заняла более «твердолобую» позицию, усилив также репрессии в тибетских регионах КНР. И тем не менее «мы остаемся привержены политике срединного пути», заявил духовный лидер тибетцев, удостоенный за последовательное продвижение миролюбивых инициатив Нобелевской премии мира.

«Как я уже отчетливо заявил», заметил Далай-лама по поводу предлагаемого им будущего статуса автономного Тибета, оборона должна оставаться прерогативой  центрального правительства в Пекине. Однако, продолжил он, с нашей точки зрения, Тибет должен стать демилитаризованной зоной. А затем и все страны, убежден Далай-лама, должны войти в «зону мира». Возможный путь к этому проходит, по его мнению, через объединение вооруженных сил. В частности, объединение вооруженных сил Германии и Франции является гарантией того, что эти страны уже никогда не вступят в вооруженный конфликт. «Как я уже говорил, штаб-квартира НАТО должна быть перенесена в Москву, - напомнил Далай-лама, - а штаб-квартира Европейского союза должна располагаться, например, в Польше». Вооруженные силы разных стран, считает Далай-лама, могли бы объединяться по регионам - в Латинской Америке, мусульманских странах Азии, Африке, затем в других частях света. Безусловно, до такого развития событий еще далеко, продолжил духовный лидер тибетского буддизма, «но лучше иметь это в виду».



 

Калмыкия, Далай-лама, Тува

Previous post Next post
Up