Гонконгская
South China Morning Post рассказала о ламе из аймака Силингол Внутренней Монголии - молодом и образованном лидере тибетского буддизма, который сочетает духовную работу с защитой прав скотоводческих общин на землю. Этот очерк позволяет понять, почему материковые чиновники так сопротивляются экологической активности в общинах последователей тибетского буддизма...
Старший лама Внутренней Монголии Сэньдао (Siendao) поднимает чашку с молочным чаем, чтобы поприветствовать небольшую группу почетных гостей, и в этот момент смартфон на его столе начинает жужжать. Он сразу же ставит чашку и берет телефон. Это уже пятый входящий звонок с начала утренней чайной церемонии. Он с извиняющейся улыбкой нажимает кнопку приема.
Этот и все прочие звонки поступают от испытывающих глубокое недоумение и опасения скотоводов из Внутренней Монголии, к которым пришли представители рудничной компании и чиновники правительства с предложением отказаться от богатых минералами пастбищных земель за минимальную цену. Они хотят узнать его мнение.
Скотоводы из уездного округа (хошуна) Ци-Уджимчин доверяют Сэньдао, потому что верят в его способности сочетать духовную и физическую энергию. Под его традиционным малиновым одеянием скрывается тело борца, сила которого не заметна, пока он не скрестит руки. С его пониманием и трактовкой классических трудов тибетского буддизма в регионе некому соперничать. Однако наибольшее впечатление на скотоводов производит его умение, выходящее за рамки физического и духовного мира большинства монгольских аборигенов: он знает китайское законодательство. Сэньдао систематически изучает введенные в последнее десятилетие статьи законов, касающиеся владения землей, управления пастбищами, защиты окружающей среды. С помощью таких неправительственных организаций, как
Echoing Steppe из Пекина, занимающихся защитой лугов, он превратил закон в эффективное оружие, которое скотоводы могут применять в борьбе против безудержной эксплуатации природных ресурсов, опустошающей их традиционные места обитания. Куда бы он ни поехал, потерявшие всякую надежду скотоводы почитают Сэньдао, которому лишь слегка за 30, в качестве своего духовного лидера.
Первое потрясающее открытие, которое Сэньдао сделал, внимательно прочитав материковую конституцию, состояло в следующем: несмотря на отсутствие права на частное землевладение, по-прежнему существуют два вида собственности на землю - государственная и коллективная. Правительство владеет только весьма небольшой частью общей массы земель - в таких формах, как природные заповедники, реки, военные городки и городские районы. Почти все остальное, включая леса, поля и луга, принадлежит сельским или пастушеским коммунам. В соответствии с «Законом о земле», луга Внутренней Монголии должны быть - и в основном так и было - поделены и переданы в распоряжение гача (gacha), самоуправляемых пастушеских коммун, состоящих из не более чем 200 семей. Именно этого никогда не говорили главам монгольских гача, и поэтому они - сами из числа скотоводов - совершенно не подозревали, что владеют землей.
Когда в 2003-м Сэньдао узнал, что рудничная компания пытается изъять землю одной из гача, он отправился проконтролировать ход переговоров. Как он и предполагал, сопровождавший представителя рудничной компании правительственный чиновник предупреждал скотоводов, что вся земля принадлежит правительству, и если рудничная компания захочет, то сможет забрать всю землю без компенсации. В крайнем возмущении Сэньдао швырнул в лицо чиновника конституцию. “Того, что вы только что сказали, достаточно, чтобы отправить вас в тюрьму на 10 лет”, - сказал он. Шокированные и опозоренные, чиновник и сотрудник рудничной компании поспешно смылись, чтобы более не возвращаться.
Этот первый успех побудил Сэньдао составить послание ко всем главам гача во Внутренней Монголии с призывом использовать свои законные права для защиты традиционных пастбищ. Почти все главы ответили, что будут следовать его указаниям. Но это послание серьезно обеспокоило правительственных чиновников в регионе - кое-кто даже попробовал подкупить его. После этой неудачной попытки дать взятку прошло совсем немного времени, когда Сэньдао был арестован милицией за подготовку, печать и распространение нелегальных изданий. Между тем изъятые милицией незаконные издания представляли собой брошюры с китайскими законами, переведенными неправительственной организацией Echoing Steppe на монгольский.
Впрочем, Сэньдао вскоре вышел на свободу, но не только потому, что его яростно поддерживали монгольские скотоводы, - сработало тот факт, что молодой лама был членом народного собрания хошуна. В материковом Китае все представители народного собрания назначаются правительством. Сэньдао попал в их число, так как в период назначения ему было всего лишь 20, и правительство полагало, что столько молодого ламу будет легче контролировать. “Они наверняка сразу пожалели о своем решении”, - смеется Сэньдао.
Даже в юности Сэньдао обрел среди окрестных жителей добрую славу благодаря своей вероисповедным убеждениям. Он демонстрировал детальное понимание некоторых наиболее трудных текстов тибетского буддизма и заслужил почет и доверие старших лам и верующих. И как только его назначили членом законодательного органа, он проявил также политический талант, используя пусть небольшую, но все же власть, чтобы защищать интересы скотоводов. Если в хошун приезжали вышестоящие чиновники центрального правительства, он всегда просил встречи с ними. Чиновникам хошуна это не нравилось, поскольку Сэньдао мог представить свидетельства нарушений конституции, а также законодательства, действующего в сфере рудничных разработок и тяжелой промышленности, но чиновники не могли отвергнуть его просьбу, так как это входит в права члена законодательного органа.
Правительство хошуна как-то вышло на него с предложением взять финансирование центрального правительства для строительства храма, но он отказался, быстро собрав деньги на постройку среди скотоводов. Этот храм стал площадкой для объединения разбросанных гача в борьбе против разработок и загрязнения.
Скотоводы повсюду приветствуют Сэньдао как героя, говорит скотовод из Западного Уджимчина Байцза (Bayiza). “Люди прислушиваются к каждому его слову и следуют ему в каждом деле, - говорит Байцза. - Внутренней Монголии реально необходим интеллигентный, знающий и влиятельный духовный лидер вроде него. Он ничего не боится”.
На вопрос о том, боится ли он, что правительство хошуна в конце концов подвергнет его преследованиям, Сэньдао отвечает: страх бесполезен. “Луга Внутренней Монголии страдают от самого безрассудного в истории уничтожения окружающей среды. Страх нас не спасет, - говорит он. - Пришлые [компании] рыщут как волки, когда мы боимся, но разбегаются как крысы, когда мы сердимся. Настало время нанести ответный удар”.
Лама Сэньдао - авторитетный защитник прав скотоводов Внутренней Монголии на землю
Монголам в Китае грозит «утрата своей идентичности»