В Дхарамсале, где находится резиденция тибетского правительства в изгнании, многие убеждены, что 17-й Кармапа Ургьен Тринле Дордже представляет будущее тибетской политики. 25-летний буддийский лидер пользуется потрясающей популярностью среди молодых тибетцев - как благодаря своему побегу из жестких объятий Пекина в 1999 году, так и потому, что обладает редкой харизматичностью, отмечает живущий в Дхарамсале писатель Саранш Сегал (Saransh Sehgal).
В конце июля он записал интервью с Кармапой, который большую часть своего времени проводит на закрытом для посторонних верхнем этаже монастыря Гьюто неподалеку от Дхарамсалы, под охраной индийских полицейских и офицеров разведки. Духовный наставник тибетского буддизма пояснил, что движет его активным интересом к проблемам окружающей среды, психологии и изучению иностранных языков, а также прокомментировал недавние ограничения на зарубежные поездки.
Практически с того момента, как Ургьен Тринле Дордже прибыл в Дхарамсалу, правительство Индии озабочено тем, чтобы не раздражать китайскую сторону, позволяя ему беспрепятственно путешествовать по всему миру. Полагавшие, что воспитывают его в качестве проповедника “руководящей и направляющей роли” компартии от имени тибетского народа, партийные бонзы в Пекине наверняка с мрачным трепетом воспринимают рост популярности буддийского наставника. Пока Кармапа получил разрешение только на один зарубежный выезд в 2008-м, когда встречался со своими последователями в Соединенных Штатах.
Однако иностранные языки требуются не только в заграничных поездках, отметил он: их знание необходимо, чтобы вступать “хотя бы в формальные беседы” с приезжающими сюда разноязычными паломниками. “Жаль, когда остается непонимание с людьми, прибывшими издалека”, - добавил Кармапа. “Изучение современной психологии и тибетского буддизма, когда древнее и современное идут рука об руку, углубляет и освещает понимание, - продолжил он. - Что касается экологии, то окружающая среда становится важной темой, и ее нужно понимать. Я делаю все это по своей воле, чтобы исполнять личные и общественные обязанности в руководстве социумом”.
Тибет - его еще называют "третий полюс" - это третье по величине хранилище льда на Земле, которое находится под угрозой исчезновения. Ледники этого гималайского региона являются источником питьевой воды для большей части Азии. Кармапа призывает своих последователей стремиться к возрождению экологического сознания тибетского народа. "Для того, чтобы спасти Гималаи и Тибет от угрозы обезлесения, изменения климата и загрязнения, мы должны набраться отваги и всем сердцем верить, что эти труды не напрасны, - говорит он. - Иного нельзя и помыслить".
В 2009 году Кармапа создал экологическую организацию ‘Khoryug’ (‘окружающая среда’ по-тибетски), объединяющую тибетские буддийские монастыри, решившие совместно содействовать защите региона Гималаев от экологической деградации. Под его руководством участвующие в этой сети монастыри и женские обители школы Кагью осуществляют экологические проекты в Индии, Непале и Бутане. Его экобуддизм, сочетающий труд бодхисаттвы и стремление к будущему, свободному от климатических угроз, рассматриваются как буддийский ответ на глобальное потепление.
“Действующая здесь группа защиты окружающей среды занимается базовыми вопросами, такими как расширение осведомленности об окружающей среде, обсуждение экологических вопросов, поиск и пропаганда способов и методов защиты окружающей среды, управление отходами, очистка окружающей среды, использование солнечной энергии для энергосбережения, высаживание деревьев”, - сказал Кармапа. Хотя пока речь идет о самых основах, отметил он, в тибетском сообществе можно “достичь нового уровня экологического сознания”.
Отвечая на вопрос о состоянии окружающей среды внутри Тибета и Китая, Кармапа заметил, что наиболее значимые ожидания и требования касаются учета таких проблем, вызванных сооружением гидроэлектростанций на реках Тибета, как нарушение природного потока, нанесение ущерба речным экосистемам, нехватка воды и наводнения в целом ряде мест. С проблемами дефицита воды и наводнений столкнулись две самые многонаселенные страны мира - Индия и Китай. “Не стоит трактовать эти темы, от которых зависит само существование человечества, как политические, - подчеркнул он. - Поскольку экологические темы не должны считаться политическими, я во имя всех людей призываю относиться к ним искренне и ответственно”.
На просьбу дать совет практикующим буддистам, обеспокоенным недавними природными катаклизмами, Кармапа отметил, что “очень важно понимать, что мы используем в настоящее время и откуда приходят эти ресурсы”. Если мы “рубим деревья и раним животных, мы лишаем себя тех природных красот, которыми наслаждаемся; это подобно тому, как если бы мы уничтожали сами звуки, запахи и хороший вкус, которые доставляют нам наслаждение - это очень важно понимать”.
Самая актуальные вопросы были, конечно же, связаны с недавним отказом на выезд в западные страны, где дхарма-центры и последователи тибетского буддизма с нетерпением ждут учений Кармапы. “Не так давно я должен был посетить Европу и Соединенные Штаты, где есть люди, которые 20 лет ожидали, когда это произойдет, - сказал духовный наставник. - И когда этого не случилось, и сердца были разбиты; я прямо и опосредованно старался успокоить их; духовными методами старался принести в их умы мир и спокойствие, вселить надежду на то, что визит произойдет в ближайшем будущем. Оказывается, они по-прежнему питают огромные надежды”.
На вопрос о том, сообщило ли правительство Индии какую-нибудь особую причину для отказа, Оргьен Тринлей Дорже ответил предположением: “Может быть, потому, что на европейскую поездку отводилось достаточно долгое время - целый месяц. Возможно, причина в этом”. По поводу давления со стороны Пекина он сказал только: “Не знаю. Единственная причина, которую нам сообщили - это невозможно. Подробности стоит выяснять у соответствующих органов правительства”.
Говоря о развернутой учениками в Америке публичной кампании, привлекшими внимание к тому, что в апреле ему внезапно отказали в разрешении поехать в Европу, Кармапа заметил: “Насколько я понимаю, в отличие от нас, восточных людей, западные обладают сильной волей и питают глубокие надежды и ожидания - благодаря этим чертам характера они и предпринимают подобные акции”. Он напомнил, что обратился к властям за разъяснениями о фактической стороне отказа, но понятно, что “в отсутствие причин и без ясного понимания сложившейся ситуации, видя, что мне запретили совершить эти поездки, многие на западе стали бить тревогу”.
На просьбу пояснить, откуда такая необходимость совершать поездки и распространять учение буддизма и защиты окружающей среды в центрах, расположенных за пределами Индии и Тибета, Ургьен Тринле Дордже напомнил о деятельности 16-го Кармапы, который, “возможно, первым из наставников тибетского буддизма посещал западные страны и открывал там дхарма-центры”, а затем направил своих учеников, чтобы они также создавали дхарма-центры. “Он первым создал в западных странах дхарма-центры, предлагающие тайное орудие ваджраяны”, - добавил 17-й Кармапа, подчеркнув: “Поскольку 16-й Кармапа неоднократно посещал западные страны с целью продвижения учения, то на моей ответственности следовать по его стопам; и поскольку число дхарма-центров с тех пор увеличилось, то возросла и необходимость совершать такие визиты”.
“В Тибете прошлого мы не имели условий, необходимых для того, чтобы совершать поездки в такие удаленные места, как запад, но линия Кармап с ее долгой историей, насчитывающей около 900 лет, следовала правилу представительской деятельности, посещая различные места в Тибете - не оставаясь внутри монастыря, но всегда в постоянном движении с палатками для устройства на местах. Такой метод представительской деятельности является уникальной характеристикой последовательных перерождений Кармап. Не жить в определенном месте, но передвигаться практически повсюду, встречаясь с учениками лицом к лицу, стало правилом, которому следовали Кармапы”, - продолжил он.
“Меня приглашают не только дхарма-центры - приглашают также университеты, общества, работающие в поле изучения тибетской культуры и религии, группы, продвигающие межрелигиозный диалог, организации, занимающиеся защитой окружающей среды. Меня воспринимают как общественного лидера - и я намерен использовать эти приглашения в качестве платформы для выражения моих взглядов, для того, чтобы напомнить людям о важности таких тем, как защита окружающей среды”, - сказал 17-й Кармапа.
В заключение духовный наставник школы Кагью ответил на ряд вопросов, связанных с будущим распространением тибетского буддизма. На вопрос о возможном участии “в поиске реального преемника на посту следующего Далай-ламы” Кармапа пояснил: “В соответствии с традицией Далай-ламы и Панчены выбирают преемников друг для друга: если Далай-лама уходит, пока жив Панчен Ринпоче, последний выбирает его реинкарнацию, а если уходит Панчен Ринпоче, пока жив Далай-лама, то Далай-лама будет выбирать реинкарнацию Панчен Ринпоче. Именно так работает процесс выбора реинкарнации”.
Есть надежда, сказал Кармапа, что Гьянчен Норбу - “для нас тот, кто, родившись тибетцем, получил от китайского правительства титул Панчен Ринпоче, - воспользуется теми преимуществами, которыми располагает, чтобы принести перемены в Тибете”. Он заметил, что “много раз встречался с ним, когда он был очень молод”, и потом просматривал видеозаписи, где Гьянчен Норбу “выглядит спокойным и умеренным”, а также обратил внимание на недавнюю публикацию в одной газете, где указывалось, что нынешний Далай-лама питает определенные надежды в отношении тибетца, назначенного Пекином на пост Панчен-ламы.
В XXI веке растет стремление к внутреннему миру - и это уже “выходит за рамки различных религиозных убеждений”, отмечает духовный наставник тибетского буддизма. “Будучи очень доступным и обширным в практиках, касающихся ума”, буддизм - это религия, что не позволяет всем получить от него выгоду. “С одной стороны, можно искренне следовать буддизму в качестве преданного, а с другой, полагаю, в XXI веке нужно принести перемены, внедрив буддизм в общественное образование, чтобы он не оставался просто религией, чтобы и не-буддисты могли изучать буддийские учения по обретению внутреннего мира и практике сострадания. Думаю, что важно не налагать на них ограничений в этом занятии, - подчеркнул 17-й Кармапа. - К примеру, йога как религиозный предмет в древние времена хранилась в тайне - как что-то, что не каждый мог практиковать, но теперь она стала открытой и доступной в качестве метода обретения физического здоровья. Некоторые навыки, которыми обладаем мы, буддисты, такие как поиск внутреннего мира, и развитие любви и сострадания, можно ввести в качестве общего образования”.
О возвращении в Тибет Кармапа говорит с незыблемой уверенностью. “Как всегда говорит Далай-лама, истина всегда возобладает, - цитирует его Asia Sentinel 31 августа 2010-го. - Мы, тибетцы, надеемся увидеть, как Его Святейшество возвращается в Тибет, как наша страна наслаждается миром и счастьем. Если Его Святейшество не сможет вернуться в Тибет после того, как страна обретет определенную независимость, для тибетцев это станет одновременно днем счастья и печали, это будет исполнением наших надежд лишь наполовину. Я очень надеюсь, что Его Святейшество вернется в Тибет, и будучи молодым, надеюсь, что и сам смогу вернуться в Тибет. Даже если придется ждать 50 лет, я подожду”.
Собрание по подготовке манифестации в поддержку восстановления 17-го Кармапы в монастыре Румтек. Монастырь Подонг, Сикким, 2 сентября 2010
В столице Сиккима пройдет митинг за восстановление бежавшего из Китая 17-го Кармапы на трон Румтека В индийском штате Сикким подготовлена манифестация за восстановление 17-го Кармапы в Румтеке 17-й Кармапа Ургьен Тринле Дордже выступил в Дхарамсале с лекцией о сохранении дикой природы