1 августа в Гуанчжоу прошла вторая манифестация в защиту кантонского диалекта, использование которого в телевизионных и радиопрограммах чиновники намерены запретить, заменив его принятым по инициативе Мао пекинским путунхуа (мандаринский диалект).
В ответ на демонстрации, первая из которых состоялась 25 июля, власти прибегли к суровым мерам от давления на освещающих протесты местных и гонконгских журналистов до официальных заявлений о "незаконных сборищах".
По
сведениям гонконгскoй South China Morning Post, материковой прессе запрещено направлять репортеров для освещения манифестации протеста и приказано опубликовать статьи, обозначающие ее как демонстраций эту манифестацию как "незаконное сборище". В материковом интернете заблокирован поиск по микроблогам, включающий упоминание о "Beijing Road" и "Martyrs' Park", где проходили митинги, а также другие слова, относящиеся к манифестациям в защиту кантонского диалекта. На портале микроблогов, принадлежащем материковому оператору Sina, уже больше недели после того, как тысяча с лишним молодых людей собрались 25 июля у выхода станции метро ‘Jiangnanxi’ в Гуанчжоу, чтобы выступить в поддержку кантонского диалекта, заблокирован поиск с упоминанием "Jiangnanxi", причем в написании упрощенными и традиционными иероглифами.
1 августа в ходе массовой манифестации в Народном парке Гуанчжоу и торговой зоне Beijing Road были задержаны не менее 20 человек, в том числе 4 репортера гонконгских телеканалов. Ассоциация руководителей новостных служб Гонконга осудила 2 августа действия властей Гуанчжоу за вмешательство в работу журналистов. Подобное давление со стороны властей Гуанчжоу воспринимается как чрезмерная реакция, и неизбежно нанесет ущерб имиджу города, принимающего в ноябре зарубежных участников Азиатских игр, указывают гражданские активисты.
Как полагает специализирующийся на проблемах интернета аналитик из Пекина Майкл Анти (Michael Anti), чиновники рассматривают последние митинги в Гуанчжоу как угрозу “стабильности”, испытывая опасения, что прошедшие в Гуанчжоу протесты в защиту кантонского могут привести к подобным демонстрациям в других городах, включая Шанхай и Сямэнь, где значительная часть населения использует местные диалекты.
"Но я очень сомневаюсь, что другие города могут разделить настроения Гуанчжоу, поскольку кантонский в течение долгого времени пользовался большими привилегиями, чем другие диалекты Китая, в частности, в отношении телевизионного и радиовещания. Защита кантонского не является общенациональной ценностью", - отмечает он.
Агрессивная реакция на состоявшуюся 1 августа манифестацию со стороны властей Гуанчжоу выставляет чиновников в чрезвычайно глупом виде, подчеркивает писатель и активист Е Ду (Ye Du). По его словам, милиционеры в последнее воскресенье были "явно злее и грубее" по сравнению с тем, как они вели себя 25 июля. "Нет никакой необходимости принимать крутые меры против жалоб общественности, особенно в таком относительно свободомыслящем городе, как Гуанчжоу, - отмечает он. - И это прямо перед Азиатскими играми в Гуанчжоу. Властям следовало бы справиться с этим более зрелым и разумным образом. То, что мы видели в воскресенье, является большим шагом назад и лишь наносит дополнительный ущерб Гуанчжоу".
"Да власти думают только о том, как разогнать толпу. Это такая срочная проблема, с которой им нужно немедленно справиться, которая прямо угрожает безопасности их должностей, - подчеркнул в интервью гонконгской газете один из бывших милиционеров. - До Азиатских игр еще 100 дней, так что они особо не задумываются об этом, когда отдают приказы об арестах и разгоне". Он убежден, что загнав своими скоропалительными решениями недовольство населения в подполье, где его труднее контролировать, власть лишь добьется того, что возмущение будет накапливаться и приведет к серьезной отдаче.
Управление общественной безопасности Гуанчжоу выступило 2 июля с заявлением, что большинство участников последней манифестации просто "поверили слухам" о запрете кантонского диалекта, тогда как "несколько человек с криминальным прошлым" намеренно побуждали их к стычкам с милицией. По информации управления, за нарушение общественного порядка, разжигание групповых драк и создание препятствий движению транспорта задержаны 19-летний Лян (Liang), 25-летний Тань (Tan) и 42-летняя Го (Guo). Лян в 2007-м был за ограбление приговорен к году и 9 месяцам, Го является наркоманкой и с 2003 года трижды направлялась на принудительную реабилитацию (очевидно, в лагерь трудового перевоспитания).
Власти Гуанчжоу явно решили предупредить активных участников протестов, что всех их могут причислить к наркоманам и преступникам, что для материкового социума является очень серьезной угрозой. В то же время чиновники избавили себя от необходимости ответить на причины протеста, заявив, что манифестанты, в основном молодые люди, были введены в заблуждение некими распространителями слухов.
Как
заявляет Синьхуа, обе демонстрации прошли после того, как местный политико-консультативный орган предложил в начале июля перевести вещание телевидения Гуанчжоу на мандаринский диалект или ввести новый телеканал на мандаринском. Жители Гуанчжоу опасаются, что это лишь начало полной отмены кантонского диалекта, поскольку все телеканалы Китая должны вещать на мандаринском. Однако в Гуанчжоу, расположенном по соседству с Гонконгом и Макао, государственное управление по радио, кино и телевидению (Sarft) вынуждено было в 1980-е позволить использование кантонского, хотя и сославшись при этом на стремление однопартийного режима вести пропаганду на не подчинявшиеся тогда Пекину регионы.
Манифестация в защиту кантонского диалекта, который Пекин намеревается заменить путунхуа. Гонконг, 1 августа 2010