Забастовочная активность на заводах японских автопроизводителей в материковом Китае не уменьшается

Jun 21, 2010 15:24

С утра 20 июня рабочие завода No.2 компании Toyoda Gosei в городе Тяньцзинь вернулись на рабочие места, прекратив забастовку, продолжавшуюся с 17 июня. Тем не менее, растущая забастовочная активность на заводах японских автопроизводителей привлекла внимание к трудовым конфликтам в материковом Китае.

Как говорится в уведомлении, присланном агентству Xinhua по электронной почте из информационной канцелярии городского правительства, в 17 часов 19 июня компании удалось заключить соглашение с рабочими, требовавшими повышения зарплаты. Хотя детали соглашения в уведомлении не уточняются, по сведениям агентства Kyodo, рабочие приняли предложение администрации о повышении зарплаты на 20% по сравнению с предшествующим годом, однако не смогли добиться дополнительной прибавки. Прекращение трудового конфликта позволит компании в Тяньцзине, являющейся дочкой Toyoda Gosei Co. со штаб-квартирой в японской префектуре Айти (Aichi), восстановить поставки запчастей для FAW Toyota Motor Co. в Тяньцзине. Благодаря этому, отметил представитель Toyota в Пекине Хитоси Йокояма (Hitoshi Yokoyama), предприятие, которое выпускает более 400 тысяч автомобилей в год, сможет с 21 июня возобновить сборкe Corolla, Rav4 и других моделей в обычном режиме.

Государственное агентство КНР приводит слова одного из рабочих по фамилии Чжао, сказавшего, что пока нет точной информации о том, "все ли рабочие приняли предложение компании". По сведениям WSJ.com, в дополнение к повышению зарплаты на 20% администрация пообещала прибавку за хорошую работу в течение всего дня в 200 юаней (29,3 доллара), а также около семи юаней в день за вредность тем, кто трудится в горячем цеху.

По данным Xinhua, в зоне экономического развития "Dongli" насчитывается более 30 поставщиков корпорации Toyota Motor. Рабочие спланировали и организовали призыв к забастовке через интернет в начале июня. Еще до забастовки компания согласилась повысить им зарплату на 17%, хотя обычно Toyoda Gosei каждый год повышает зарплаты на 15%. Средняя ежемесячная зарплата на сборочных линиях предприятия составляет около 1500 юаней (219,75 доллара). Дочерняя компания Toyoda Gosei в Тяньцзине, учрежденная в 1995 году с зарегистрированным капиталом в 200 млн юаней, в 2009 году принесла прибыль в 1,53 млн юаней. Здесь выпускаются тормозные насосы, воздушные мешки, панели инструментов и рулевые колеса.

Еще одна дочка Toyoda Gosei, расположенная в зоне экономического развития "Xiqing" в Тяньцзине компания Star Light Rubber & Plastic, также пережила забастовку, начавшуюся 15 июня. Более тысячи рабочих, требовавших восстановления зарплаты на уровне 2009 года, покинули свои места на предприятии, выпускающем дверные компоненты и другие запчасти. С начала 2010 года их зарплата уменьшилась в среднем на 50%. Уже вечером 15 июня компания согласилась удовлетворить требования бастующих на Star Light. Как заявил пресс-секретарь Toyoda Gosei Томотака Ито (Tomotaka Ito), компания не понесла ущерба от однодневной забастовки, отменив у себя общенациональный выходной 16 июня.

Правительство города Тяньцзин предприняло весьма агрессивные посреднические действия, стремясь подавить активность рабочих на заводе, принадлежащем Toyota Motor на 43% и обеспечивающем занятость для 1700 человек. По сведениям WSJ.com, прибывшие вечером 17 июня чиновники и милиционеры явно намеревались добиться прекращения забастовки. Представители власти избили бастующих, причем двоих пришлось отправить в больницу. В управлении общественной безопасности города подтвердили только, что в этот день на завод Toyoda Gosei были направлены служащие милиции для "поддержания порядка".

Забастовки на заводах корпорации Toyota стали продолжением целой серии трудовых конфликтов, связанных с требованиями повышения зарплаты, которые отмечаются с конца мая на заводах, принадлежащих японским инвесторам. Хотя вечером 18 июня разрешился трудовой спор на предприятии по производству замков Honda Lock Co в городе Чжуншань провинции Гуандун, в том же городе на прошлой неделе возник новый конфликт, затронувший поставщика запчастей, на 85,1% принадлежащего Nihon Plast Co, дочерней компании Honda.

17 июня рабочие предприятия, где выпускаются воздушные мешки и другие компоненты для Honda Motor Co, а также для Nissan Motor Co, крупное предприятие которой расположено поблизости в городе Чжуншань, начали забастовку, которая продолжилась и в пятницу. Хотя 19-го бастующие вышли на работу, представитель компании Honda в Пекине Такаюки Фудзи (Takayuki Fujii) заявил, что диспут по поводу повышения зарплат и других требований рабочих еще не завершен. Обе компании утверждают, что трудовой конфликт в Nihon Plast не оказал влияния на выпуск автомобилей.

В ходе забастовки, начавшейся с 9 июня на заводе Honda Lock Co., рабочие требовали повысить зарплату на 72% - до 1600 юаней (234 доллара) в месяц. Ранее корпорации Honda, которая выпускает в Китае до 2 тысяч машин в день, включая популярную модель Accord, пришлось временно остановить сборочные линии на 4 заводах в Китае из-за нехватки компонентов. Это произошло вследствие продолжительного спора на заводе поставщика трансмиссий и компонентов двигателей в городе Фошань, где отказы от работы начались еще 17 мая. По свидетельству Asahi Shimbun, забастовщики протестовали против слишком низкой по сравнению с другими предприятиями оплаты труда. Молодые рабочие из общежития Honda рассказывали, что без учета налогов получают ежемесячно от 1 тысячи до 1200 юаней (13-16 тысяч иен), тогда как на еду приходится тратить около 400 юаней в месяц. В общежитии, откуда до завода более 10 км, в комнатах размером 4,5 мата татами (площадь татами - 90×180 см) с двумя спальными местами помещаются 4 рабочих.

На других предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, у рабочих благодаря надбавкам за переработку нередко выходит более 2 тысяч юаней в месяц. По словам одного из молодых рабочих, японские сотрудники завода в Фошань получают не меньше 50 тысяч юаней в месяц. Забастовку удалось прекратить через две недели, когда администрация Nanhai Honda Auto Parts Manufacturing Company согласилась на повышение в размере 32%, что вместе с надбавками и другими выплатами составило до 500 юаней в месяц.

В последнее время с забастовками столкнулись не только японские автопроизводители. Корпорация Sharp также пережила конфликт на предприятии в Шанхае, хотя, как заявила ее представитель Миюки Накаяма (Miyuki Nakayama), "забастовка имела небольшой размах, и уже улажена". Однако данных о требованиях и числе бастовавших не сообщалось. Непродолжительная забастовка началась с 3 июня на производстве промышленных швейных машин в городе Сиань, центре провинции Шэньси, принадлежащем Brother Industries Ltd из Нагоя. По сообщению Asahi Shimbun, отказ от работы отмечался на двух заводах под управлением Brother Sewing Machine Xian Co, где 900 рабочих требовали повышения зарплат и улучшения условий труда. Выпускающиеся здесь швейные машины, составляющие приблизительно 3,7% от общего объема продаж, отправляются в основном для рынков Китая и Юго-Восточной Азии. В конце мая около тысячи рабочих, потребовав повышения зарплаты на 30%, покинули свои места на заводе в Пекине, выпускающем запчасти для южнокорейской Hyundai Motor Co.

При этом нельзя сказать, что молодые организаторы этих забастовок были как-то связаны с чиновниками. “Через чаты в интернете и мобильный телефон можно обмениваться с друзьями информацией, касающейся оплаты труда и условий работы в других компаниях", - отметил в интервью Asahi Shimbun 19-летний рабочий с одного из заводов Honda. Более того, партийные бонзы в Пекине явно занервничали из-за того, что трудовые конфликты могут привести к критике идеологии “социализма с китайской спецификой”. Как отмечает гонконгская South China Morning Post, премьер Вэнь Цзябао на прошлой неделе призвал к улучшению условий труда для сотен миллионов рабочих-мигрантов, а вслед за этим рупор компартии Жэньминь жибао опубликовал 17 июня комментарий, где указывалось на необходимость роста зарплаты для бедных с целью поддержания стабильности. Забастовочная активность угрожает в конечном счете подорвать репутацию "всемирной фабрики", обеспечившую экономический рост в материковом Китае.

Компании вроде Fast Retailing, выпускающей линию одежды Uniqlo, 85% производства которой сосредоточено в Китае, уже выражают беспокойство в связи с ростом трудовых конфликтов в материковом Китае. Президент компании Тадаши Янаи (Tadashi Yanai) заявил, что намеревается в дальнейшем разместить треть производственных предприятий в других странах, но не в Китае. С другой стороны, компания, инвестировавшая в материковом Китае сотни миллиардов иен, заинтересована продавать свою продукцию здесь, на крупнейшем рынке мира, где также обеспечиваются поставки деталей. "У нас нет иного выбора, кроме как усилить внимание к взаимоотношениям между администрацией и рабочими", - констатировал в интервью Asahi Shimbun один из японских сотрудников компании в Китае.


Рабочие возвращаются на предприятие Honda Lock. Гуандун, 19 июня 2010

Третья забастовка на заводах автопроизводителя Honda в материковом Китае еще не прекращена

Крупнейшая забастовка рабочих в материковом Китае парализовала заводы японского автоконцерна Honda

трудовые права, протесты, Китай

Previous post Next post
Up