lit.COLOGNE: Китайские стеклянные глаза и сигареты для "социалистической" Румынии

Mar 16, 2010 12:30

Престижный международный литературный фестиваль lit.COLOGNE, отмечающий в этом году свое десятилетие, открыл 11 марта при полном зале диалог о влиянии диктатуры на художественный опыт, который провели между собой лауреат Нобелевской премии по литературе Герта Мюллер (Herta Müller) и знаменитый китайский художник Ай Вэйвэй.

Несмотря на то, что они происходят из таких, весьма различных, стран, как Китай - Румыния, отмечает в посвященной этому событию статье Deutsche Welle, деятели искусства оказались близки благодаря своему прошлому опыту, отваге и острой критике тоталитаризма.

Еще молодыми людьми их сближали тесные связи между двумя странами, с улыбкой вспоминает Герта Мюллер: "У нас всегда были китайские сигареты - по-моему, сортов пять". "Они были лучшими, особенно в сравнении с румынскими. Хороший румынский табак шел на экспорт, - продолжает она. - Однажды я проходила мимо аптеки, которая обычно была пуста, а в витрине были стеклянные глаза. Стеклянные глаза всех размеров и цветов - они выглядели превосходно!". Герта Мюллер вделала коричневый стеклянный глаз в ожерелье, вызвав массу замечаний со стороны серого общества развивавшей советский социализм Румынии.

Это была не та Румыния, какой ее представлял себе Ай Вэйвэй. "Счастлив слышать, насколько многообразной была в то время поддержка Румынии со стороны Китая, - ответил он с известной своей иронией. - Так же, как вы восхищались китайскими стеклянными глазами в аптеке, мы смотрели румынские фильмы. Мы думали, что там необыкновенно романтичные песни. Стоило напеть их, чтобы завоевать сердце любой девушки".

Но гораздо плотнее Румынию и Китай связывала общая идеология. Сын некогда почитаемого поэта, которого в период 'культурной революции' отправили в ссылку, заставив чистить туалеты, Ай Вэйвэй сегодня критикует однопартийный режим в материковом Китае. И он не обманывается экономическими успехами своей страны.

"Совершенно ясно, что мы живем в абсолютно тоталитарном государстве, и это государство не хочет отказываться от своих властных структур, - сказал он собравшимся в зале “Schauspielhaus” в Кельне. - Эта страна имеет пятую часть населения планеты и ведет торговлю во всех уголках мира. Некоторые связывают с ней надежды на будущее. Я хочу ясно сказать, что если эта система будет и далее существовать в прежней форме, она  приведет человечество к катастрофе".

На вопрос, есть ли какие-то надежды на будущее, он заверил, что постоянно питает надежду, что новые технологии, особенно интернет, изменят ситуацию и к лучшему и принесут демократию в Китай. Но может ли интернет служить платформой для политического сопротивления, усомнилась Герта Мюллер, ведь власти в Китае и Иране настолько заносчивы, что их не волнует, узнают ли люди дома и за рубежом об их преступлениях.

Лучше проблеск света во тьме тоталитаризма, чем вообще ничего, парировал Ай Вэйвэй. Поводом для оптимизма стало отражение его гражданской активности в искусстве. В Кельне он показал фотографии разрушений, вызванных землетрясением, произошедшим в провинции Сычуань 12 мая 2008 года. "После всех этих страданий, всех пожертвований государство не выполнило свои обещания и не провело изучение вопроса о низком качестве строительства школьных зданий, - отметил Ай Вэйвэй. - Когда мы захотели узнать, сколько детей погибло, государство заявило, что мы шпионим в пользу американского империализма. По-моему, как художник я сам должен собрать сведения о пропавших детях. Эта ответственность лежит на нас".

Он и десятки других добровольцев, 30 из которых были впоследствии арестованы милицией, а собранные ими файлы конфискованы, разыскали имена и даты рождения 5200 погибших детей. Еще более впечатляет другое их открытие: все эти дети были учениками 20 школ из примерно тысячи в районе бедствия. При строительстве именно этих 20 школ наверняка были разворованы деньги и использовались материалы низкого качества. Список с именами этих детей занимает целую стену в студии Ай Вэйвэя в Пекине.

Помимо фотографии с этим списком, Aй Вэйвэй показал в Кельне снимок, который считает лучшим из своих: два милиционера сопровождают его в лифте. Он сделал его на мобильный и немедленно вывесил в интернет. Хотя Ай Вэйвэй, будучи одним из самых известных диссидентов Китая, Ай Вэйвэй пользуется определенной степенью защиты, но подобное противостояние "надзирателям" все равно требует отваги.

Герта Мюллер выразила понимание его опыта, каково подвергаться обвинениям в шпионаже для Запада. В своих повестях и эссе она с неприязнью вспоминает о секуритате, службе безопасности румынского тирана, описывая атмосферу страха, унижений и недоверия, царившую в коммунистической Румынии. "Такие немедленные обвинения в шпионаже типичны. Думаю, подобное существует при любой диктатуре. Если взять Кубу или Иран, там всегда рассуждают о людях, которые подпали под влияние внешних сил, - заметила она. - Я слышала это постоянно. На фабрике, где я работала, люди могли сказать: 'такой-то является агентом ЦРУ'. Но при этом они понятия не имели, что CIA (ЦРУ) означает!".

Самое распространенное обвинение состояло в том, что такой-то человек является индивидуалистом, не выработал в себе дух коллектива и не выражает взгляды, присущие социализму. И Ай Вэйвэй, и Герта Мюллер подвергались подобным обвинениям, но это не заставило их отказаться от развития собственной индивидуальности в литературе и искусстве.

Герта Мюллер своими глазами увидела, как рухнула диктатура в Румынии. Ай Вэйвэй надеется когда-нибудь увидеть падение однопартийного режима в материковом Китае.


Ай Вэйвэй и Герта Мюллер на открытии lit.Cologne

ФРГ, Румыния, Китай

Previous post Next post
Up