Стараясь уложиться в период проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества в Пекине, власти материкового Китая объявили 14 октября о начале нового процесса по трем уголовным делам, связанным с беспорядками 5 июля в Урумчи.
Как говорится в заметке
Синьхуа, прокуратура города Урумчи «обвиняет 14 человек в таких преступлениях, как умышленное убийство, грабеж, поджог и преднамеренное нанесение ущерба имуществу». Никаких имен или иных подробностей относительно обвиняемых, представших перед судом средней ступени Урумчи буквально через день после того, как здесь было вынесено 6 смертных приговоров по аналогичным обвинениям, предъявленным представителям уйгурского мусульманского меньшинства, не сообщается. Можно констатировать только, что эти подсудимые наверняка входят в число тех первых 21, которых власти обещали осудить в первую очередь.
«На суде присутствовали более 400 человек, включая депутатов городского собрания народных представителей, членов городского комитета Народного политического консультативного совета Китая, представителей разных национальностей и общественности», отмечается в заметке государственного агентства КНР, из чего можно с уверенностью заключить, что процессу придается большое политическое значение.
Местные органы прокуратуры заявили, что намерены провести новые судебные процессы по делам подозреваемых в причастности к беспорядкам, уточняет английская служба
Синьхуа.
Между тем из другого региона пришло сообщение, наглядно демонстрирующее, что суд система материкового Китая вполне заслуживает издевательского определения ‘самый справедливый суд в мире’, прозвучавшего в свое время применительно к советскому правосудию.
Суд ‘коммуны Хуангу’ (Huanggu) города Шэньян, столицы провинции Ляонин, вынес суровый приговор в деле, относящемся к категории “нападений с игловидными предметами”, придуманной для того, чтобы запугать ханьцев этнической угрозой. Под предлогом этих нападений в Синьцзян-Уйгурском автономном районе были приняты чрезвычайные меры безопасности, включая требование “к различным учреждениям, коммунам, хозяйственным объектам усиливать бдительность и меры предосторожности, воспитывать всех служащих сознательно защищать стабильность, уважать социалистические законы”.
Как сообщила 13 октября
Shanghai Daily, мужчина по фамилии Бао, 41 года, приговорен к пяти годам тюрьмы за то, что уколол швейной иглой 8 женщин.
Все уколы были зарегистрированы в Шэньяне в один день, 28 декабря 2008 года. В городе, говорится в заметке Shenyang Evening News, возникла паника, и 10 января Бао был успешно задержан милицией. 12 января он был арестован, то есть получил формальное обвинение, причем 4 из восьми потерпевших отказались от компенсации, потребовав только сурово наказать обвиняемого.
Отказ от компенсации - еще не самая странная деталь этого процесса: Бао оказался рецидивистом, только 3 марта 2008 года вышедшим из тюрьмы после отбытия 9-летнего срока за воровство; в 1998 году он был на два года отправлен в лагерь трудового перевоспитания. И вот, как говорили в советской практике, попал под кампанию…
Впрочем, в Урумчи уйгурам, обвиненным “в причастности к нападению на местное население с использованием шприцев и булавок”,
давали больше - от 8 до 15 лет тюремного заключения. Причем, как писала
China Daily, там был раскрыт целый заговор: Абдулрусул Абдухади (Abdulrusul Abdukhadi), Рехман Разик (Rehman Raziq) и Абдулкеюм Айюп (Abdulkeyum Ayup) 31 августа приехали в Урумчи из Кашгара, где на следующий день вступили в сговор с предпринимателем по имени Аблимит Мемет (Ablimit Memet) также из Кашгара. Мемет 2 сентября приобрел 4 шприца, а 3 сентября группа заговорщиков уколола пассажира в автобусе, а потом женщину в переходе.
Чтобы подкрепить этот нелепый вердикт, приводятся слова имама одной из мечетей Урумчи, имя которого в китайской транскрипции звучит как Вап Рахман (Wap Rahman): "Только суровое наказание преступников в соответствии с законом и возвращение к безопасной жизни может излечить психологическую травму, нанесенную людям". И далее: несмотря на то, что подозреваемым грозят такие приговоры, как пожизненное заключение, нападения с игловидными предметами продолжаются. По данным милиции Урумчи, подтверждены 4 эпизода нападений 16 сентября и 6 эпизодов - 14 сентября. Однако публику в зал суда тогда, 17 сентября, собрали в разы меньше: по сообщению официальной газеты, на процессе было только 70 человек - все-таки ‘игловидные предметы’ были лишь подготовительным этапом.
Еще 10 сентября официальный представитель МИД КНР Цзян Юй,
отвечая на вопрос о том, имеются ли доказательства, что “нападения на горожан с применением игловидных предметов в городе Урумчи” являются “умышленными террористическими актами”, подчеркнула: “Кстати, если вы достаточно внимательны, то вам не трудно найти верный ответ. Я уверена, что вы способны собирать информацию не хуже, чем я”.
Остается только констатировать, что продукты пекинской пропаганды начала загнивать и портиться с угрожающей скоростью - почти так же, как эффективная победа одной партии на выборах в современной России.
![](http://pics.livejournal.com/wangpa/pic/0029d26d/s320x240)
'Народный' суд средней ступени города Урумчи окружен солдатами милиции. 12 октября 2009
![](http://pics.livejournal.com/wangpa/pic/0029e79f/s320x240)
Картинка из
Apple Daily (4 сентября 2009)
К визиту российского премьера в Пекин власти Синьцзяна приурочили 6 смертных приговоров уйгурам В Урумчи подготовлен политический процесс со смертными приговорами для уйгуров Еще 4 уйгура приговорены в Урумчи к тюремному заключению на срок от 8 до 15 лет В столице провинции Шэньси за укол острой палочкой задержан ханьский китаец Власти Синьцзяна объявили о новых арестах подозреваемых в нападениях с иглами