Верховный суд Японии подтвердил 6-й смертный приговор для бывшего члена "Аум Синрике"

Jul 23, 2009 02:48

60-летний Кийохидэ Хаякава, бывший член "Аум Синрике", не смог добиться отмены вынесенного ему смертного приговора в верховном суде Японии, подтвердившего 17 июля постановления нижестоящих судов по делу об убийствах в 1989 году адвоката Цуцуми Сакамото, его жены и ребенка. В 2000 году Хаякава был приговорен к смертной казни окружным судом Токио; в 2004-м этот приговор поддержал высший суд Токио.

Как заявил в ходе заседания председатель второй малой коллегии верховного суда Редзи Накагава (Ryoji Nakagawa), мотивом для совершения убийств явилось намерение "защитить эту культовую организацию любой ценой", добавив, что "нет никаких ходов" к смягчению приговора. Хотя Кийохидэ Хаякава проявил раскаяние, он по-прежнему заслуживает смертной казни за столь хладнокровные и жестокие преступления, подчеркнул Накагава.

Кийохидэ Хаякава был признан виновным по всем семи преступным эпизодам, предъявленным ему стороной обвинения. Его защитники ограничились заявлениями, что "министр строительства", с 1986 года участвовавший в деятельности студенческой группы, часть которой была позднее зарегистрирована под названием "Аум Синрике", не мог не подчиняться указаниям лидера культа, и, следовательно, несправедливо выносить в его деле такой же приговор к смертной казни, как и в процессе над Тидзуо Мацумото.

Как гласят постановления нижестоящих судов, в феврале 1989 года Хаякава совместно с основателем "Аум Синрике" Тидзуо Мацумото (известным также под именем Секо Асахара) замыслил убить Сюдзи Тагучи (Shuji Taguchi), 21-летнего последователя, решившего уйти из этой культовой организации. Убийство произошло в принадлежавшем "Аум Синрике" здании в расположенном у подножья Фудзи городе Фудзиномия (префектура Сидзуока). В ноябре 1989 года Хаякава также участвовал в убийствах 33-летнего адвоката Сакамото, занимавшегося делами против "Аум Синрике", его 29-летней жены Сатоко и годовалого ребенка Тацухико. Тела жертв были спрятаны в разных местах горного района.

В 1993-1994 годы Хаякава, занимавший пост "министра строительства" в иерархии культа, содействовал строительству химического завода по производству зарина в деревне Камикуисики (Kamikuishiki), также расположенной возле горы Фудзи в префектуре Яманаси. Эта деревня сейчас входит в состав города Фудзикавагучико (Fujikawaguchiko). Зарин был применен 27 июня 1994 года в Мацумото, в префектуре Нагано, где погибли 7 человек, а также в марте 1995-го, как говорится в сообщении агентства Asahi, «в рамках заговора по свержению правительства» Японии, в токийском метро, когда «погибли 12 человек и пострадали несколько тысяч».

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Японии, Кийохидэ Хаякава еще имеет возможность подать в верховный суд кассационную жалобу, однако его возражения должны сводиться к чисто техническим вопросам, касающимся словесных формулировок в решении суда. По мнению специалистов по юридической практике, отмечает агентство Kyodo, верховный суд весьма редко принимает такие жалобы к рассмотрению, так что решение, вынесенное 17 июля, можно считать окончательным.

Помимо него, власти Японии намерены повесить еще 5 бывших членов "Аум Синрике", в том числе Тидзуо Мацумото, в отношении которых завершено рассмотрение смертных приговоров. 15 июля высший суд Токио поддержал решение нижестоящего суда, отказавшегося в марте рассматривать апелляцию с просьбой о начале нового процесса по делу 54-летнего Секо Асахары, который, как говорится в сообщении Mainichi, обжаловал отказ окружного суда Токио.

В феврале 2004 года окружной суд Токио приговорил его к смертной казни за убийство, а также по пяти другим обвинениям в связи с 13 преступлениями, совершенными членами "Аум Синрике". В сентябре 2006 года смертный приговор был окончательно утвержден верховным судом Японии, однако, по сведениям Kyodo, в ноябре 2008 года одна из дочерей Тидзуо Мацумото подала прошение о проведении нового судебного процесса.

Затянувшийся процесс по делам, связанным с "Аум Синрике", в ходе которого к июлю 2004 года были приговорены к смертной казни 12 бывших членов организации, вызывает серьезные сомнения у многих японцев, к которым примкнул и всемирно известный писатель Харуки Мураками. Трудно рассчитывать на объективное рассмотрение этих дел - особенно, если речь идет о заговоре против правительства, - в системе, где следствие основывается на признании самих подозреваемых.

В частности, в июле 2004 года Хаякава был объявлен организатором покушения на шефа Главного полицейского управления Такадзи Кунимацу - только на основании признаний бывшего полицейского Тосиюки Косуги (Toshiyuki Kosugi). 30 марта 1995 года, через 8 дней после налета полиции на объекты "Аум Синрике" в связи с зариновой атакой в токийской подземке, недалеко от дома Кунимацу неизвестный на велосипеде выпустил в начальника полиции Японии три пули, тяжело ранив его.

Отметим, что следствие опиралось на признание относительно нападения на Кунимацу, с которым Косуги выступил еще в мае 1996 года, однако тогда полицейские ныряльщики, обследовавшие в октябре дно реки Канда в Токио, не обнаружили в указанном им месте оружие покушения. Признание объявили фальшивкой; позднее Косуги был уволен из полиции и отправился работать на фабрику в Сидзуока (Shizuoka). 7 июля 2004 года 39-летний Косуги, оказавшийся якобы членом “Аум Синрике” с 1988 года, был задержан для дачи показаний; нашлись и свидетели, якобы видевшие, как мужчина, похожий на "министра строительства", бродил возле дома Кунимацу. Но, как писала Japan Times, Кийохидэ Хаякава «отказался признать соучастие в убийстве, хотя следователи встретились с ним в изоляторе временного содержания Токио». По заявлению прокуратуры Токио, «расследование оказалось безрезультатным»: 28 июля Косуги и трое задержанных с ним членов “Аум Синрике” были выпущены на свободу.

В январе 2000 года оставшиеся на свободе члены "Аум Синрике", столкнувшись с проблемами в продолжении бизнеса, сменили название организации на "Aleph". Агентство расследований в области общественной безопасности трижды проводило налеты на помещения "Алеф": в феврале 2004-го, перед вынесением смертного приговора в окружном суде Токио, затем в апреле 2006-го, когда высший суд Токио отказался удовлетворить кассационную жалобу, и 16 сентября 2006 года, на следующий день после утверждения приговора в верховном суде. Несмотря на то, что в последнем общенациональном рейде по 25 общинам "Алеф" было задействовано максимальное число сотрудников агентства - 250, никаких видимых результатов эти налеты не дали. При этом, по данным агентства, к концу августа 2006 года в общинах "Алеф" насчитывалось 1650 человек; по делам, связанным с "Аум Синрике", были арестованы 450, из них 30% вернулись в организацию. В 2007 году один из влиятельных членов "Аум Синрике" Фумихиро Дзиою и его последователи вышли из состава "Алеф", основав отдельную группу под названием "Hikari no Wa" ("Круг радужного сияния").

В октябре 2008 года Комитет ООН по правам человека, рассмотрев доклад Японии о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах, выразил обеспокоенность в связи с тем, что система предварительного заключения даиё-кангоку, допускающая задержание подозреваемых на 23 дня и ограничивающая доступ к услугам адвоката, «увеличивает риск применения ненадлежащих методов допроса с целью получения признаний». В “Докладе Amnesty International 2009” отмечается также, что с 15 казнями в 2008 году Япония достигла наивысших показателей после 1975 года.

Что касается по-прежнему распространяющихся через российскую прессу измышлений, что Хаякава намеревался приобрести в России "автоматы и даже танк", то они не заслуживают особого доверия. Как известно, инициатор этих сообщений и всего процесса по запрету российского филиала “Аум Синрике” бывший влиятельный сотрудник спецслужб Константин П., не обнаружил никаких денег на счетах организации. Около трех лет тому назад он выехал из России за границу и объявлен в Москве ‘невозвращенцем’.


Хаякава, июль 2004
Далай-лама, «зловредные культы» и тоталитарный режим
Триумф японского традиционализма. Что особенного в деле "Аум Синрикё"?

Япония, Аум Синрикё, буддизм

Previous post Next post
Up