Очередной мэрский иск к прессе и художнику лишь усилит недоумение в Китае

Jun 07, 2009 12:59

Одним из наиболее спорных персонажей российской политики является для Китая Юрий Лужков - на днях он отметил 17-летие пребывания на должности главы столичной администрации. Хотя мэр Москвы утверждает, что его супруга вошла в список миллиардеров журнала Forbes лишь благодаря своей репутации «крепкого предпринимателя», в материковом Китае, где в последнее время отмечается рост влияния сетевых авторов в вопросах борьбы с коррупцией, неприкосновенность этого госчиновника вызывает искреннее недоумение.

На днях мэр Москвы затеял новый скандальный процесс, в котором ответчиками выступают газета Коммерсантъ и ее журналист, а также всемирно известный художник-«бикапонист» Герман Виноградов. Если процесс завершится победой госчиновника, это станет очередной демонстрацией подавления свободы выражения в таких важных медийных пространствах, как современное искусство и пресса. Но, скорее всего, едва ли даст хоть какой-то повод для дискуссии в среде интересующихся российской политикой комментаторов в Китае.

Несмотря на готовность представителей ответчиков - мэр Лужков требует компенсаций также от газеты Коммерсантъ - начать слушания по иску 4 июня, судья Татьяна Федосова приняла во внимание настойчивую просьбу представителя правительства Москвы Анастасии Румянцевой вызвать в суд корреспондента газеты Александра Воронова. От журналиста мэр Москвы требует 500 тысяч рублей, 1 млн от редакции газеты, и еще 500 тысяч от самого Германа Виноградова, на одной из работ которого и основываются инициаторы процесса. Очередное заседание по иску мэра Москвы Юрия Лужкова к художнику и представителям прессы назначено в Тверском районном суде 8 июня в 12 часов.

24 февраля, в день общественных слушаний по проекту реконструкции Центрального дома художника (ЦДХ), 20 известных московских художников, пытаясь спасти территорию искусства от очередной градостроительной фикции столичного мэра Юрия Лужкова, слепили в парке "Музеон" у здания 20 снеговиков. Каждому из снеговиков дали в руки по плакату с текстом одного из двадцати художников.

Милиция, подумав некоторое время, и созвонившись с начальством, сочла, что произведение имеет явные признаки нарушения закона о митингах. По словам одного из участников акции, "снеговики не прореагировали на законное требование милиции прекратить несанкционированное пикетирование", и тогда сотрудники милиции "были вынуждены", - к радости собравшихся, особенно телеоператоров, - применить физическую силу. В результате четких и скоординированных действий сотрудников все плакаты были конфискованы, и инсталляция утратила признаки нарушения закона о митингах. Лица милиционеров при этом были закрыты от телекамер поднятыми воротниками и низко надвинутыми шапками, а головы втянуты глубоко в плечи.

На следующий день репортаж об этом событии и состоявшемся у парка Горького реальном митинге в поддержку ЦДХ появился на страницах газеты Коммерсантъ. Его автор Александр Воронов упомянул, в частности, две строки из работы Германа Виноградова ‘Юрий Лужков/ уклюжий вор’, которые держал один из снеговиков. На эту-то публикацию и среагировал истец.

В этом тексте “нет содержательной части”, отметил адвокат газеты Георгий Иванов. Допустим, Юрия Лужкова оскорбило словосочетание уклюжий вор, но какое именно содержание вкладывает в него мэрская юстиция, можно только догадываться. Более того, эта фраза лишь отрывок из общеизвестной анаграмм-поэзы “Живой урлюк”, все строки которой представляют разнообразные перестановки букв имени-фамилии столичного мэра. Если истец намерен вложить дополнительное содержание в строку “уклюжий вор”, то почему бы не оскорбиться и такой: “жив юлой рук”. Это не говоря уже о том, что действующее законодательство вообще не предусматривает штрафов за стихотворения.

Очевидно, что при любом исходе дела этот процесс наносит репутации московского мэра больший ущерб, чем группа снеговиков у ЦДХ. "Похоже, что они уже поняли свою ошибку и теперь хотят спустить дело на тормозах. Слушание [4 июня] перенесли по требованию стороны истца - причиной была неявка одного из ответчиков. Никто не вспомнил про другого ответчика, который тоже не явился, - сказал один из соавторов акции со снеговиками Викентий Нилин. - Логично предположить, что этим сторона истца оставляет себе свободу для маневра, чтобы иметь возможность отложить следующее заседание по неявке второго ответчика, а срок рассмотрения истекает 17 июня. Я бы на месте защиты настаивал на вызове в суд лично истца. Может быть, [при встрече] эти люди быстрее договорятся".

Действительно, проявил же мэр Лужков заметную уступчивость, когда представлял в июне 2006 года в Пекине свои книги "Возобновление истории. Человечество в ХХI веке и будущее России" и "Пособие для будущего мэра". Как писала Российская газетапризнав, что между Москвой и Пекином имеется явное неравноправие в торговом обмене - Китай продает в российской столице в несколько раз больше, мэр Москвы скромно констатировал: "тут уж ничего не попишешь - рынок... Никакими командами равенства не восстановить». "Москва - Пекин" - "хорошая песня", отметил Лужков, она "будет звучать и дальше, но наполненная уже новым смыслом".


Митинг снеговиков у ЦДХ. Москва, 24 февраля 2009

суд, Москва, Пекин

Previous post Next post
Up